Школа, которую никто не любит Владимир Ланцберг, композитор и педагог К акие у меня претензии к ортодоксальной школе? <...> Спрашиваю себя: какой механизм заложен в ортодоксальной системе для того, чтобы у ученика в классе было больше приятелей и меньше врагов? <...> Воспитание в школе 2’2016 Воспитательная ИДЕОЛОГИЯ Есть ли у ученика возможность в рамках процесса больше общаться с любимым учителем или хотя бы вовсе не ходить к ненавистному? <...> С другой стороны, есть ли в обществе какой-либо институт «для детства» — легитимный, Воспитание в школе 2’2016 В.И. Ланцберг. <...> Кому есть дело до жизни ребёнка вне школы? <...> 22 • В-третьих, моделируем жизнь (на уровне школы — в форме общешкольной самоуправляемой системы клубных групп; на уровне класса — в виде самоуправляемого клуба по интересам на базе учебной группы, а также образуя неформальные самоуправляемые группы вокруг иных центров кристаллизации — кафедр, лабораторий, проектов, отдельных акций), используя коммунарскую методику. <...> Возможности безграничные, средство Воспитание в школе 2’2016 Воспитательная ИДЕОЛОГИЯ единственное: хотя бы одно из многочисленных неформальных образований (групп) с гуманистической системой ценности сделать референтным для каждого конкретного ребёнка. <...> В связи с вышесказанным, представляется не только достижение единства взглядов на основные моральные нормы среди ведущих педагогов школы, но и наличие общешкольной аксиоматики. <...> Полноценная, многогранная живая жизнь, протекающая отчасти на школьных пространствах, просматриваемая педагогом, — поле, где педагогически ценные ситуации возникают в великом Воспитание в школе 2’2016 В.И. Ланцберг. <...> Тем, что оптимальным образом разместив этот процесс во времени, может добиться того, что мотивация учения окрепнет уже на подходе к старшим классам, и тогда баланс между Воспитание в школе 2’2016 Воспитательная ИДЕОЛОГИЯ внеучебной и учебной деятельностью можно будет изменить в пользу последней. <...> Если некий <...>