на правах рукописи
Дунаева Наталья Владичевна
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ И
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
К РАБОТЕ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
(на примере аграрных ВУЗов)
13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (информатика)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Специальность: 13.00.02 – теория и методика
обучения и воспитания
(информатика)
Москва - 2006
2
Работа выполнена на гуманитарно-педагогическом факультете Российского государственного аграрного университета-Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева
Научные руководители:
доктор технических наук, профессор <...> Т.Я. Кузнецова
Ведущая организация:
Институт содержания и методов обучения
Российской академии образования
Защита состоится 24 мая 2006 года в 15 часов на заседании Диссертационного совета К 850.007.02 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Московском городском педагогическом университете
по адресу 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4. <...> В.В. Гриншкун
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. <...> В основе этого процесса находится учебный курс информатики,
имеющий более чем сорокалетнюю историю в нашей стране. <...> В разработке методической системы обучения информатике значительную роль сыграли работы отечественных ученых: А.П. Ершова, В.М. Монахова, С.А. Бешенкова, <...> Эти
работы можно рассматривать как первый этап информатизации образования. <...> Информатизация образования заставляет пересматривать не
только традиционные учебные курсы информатики, но и содержание, методы, технологии и средства обучения, применяемые в других дисциплинах. <...> Весь спектр этих проблем рассмотрен в работах отечественных ученых: А.Г. Абросимова, С.Г. Григорьева, В.В <...>
Пропедевтический_курс_информатики_и_информационных_технологий_для_подготовки_студентов_к_работе_в_современной_научной_библиотеке__на_примере_аграрных_ВУЗов._Автореферат.pdf
на правах рукописи
Дунаева Наталья Владичевна
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ И
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
К РАБОТЕ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
(на примере аграрных ВУЗов)
13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (информатика)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Специальность: 13.00.02 – теория и методика
обучения и воспитания
(информатика)
Москва - 2006
Стр.1
2
Работа выполнена на гуманитарно-педагогическом факультете Российского
государственного аграрного университета-Московская сельскохозяйственная
академия имени К.А. Тимирязева
Научные руководители:
Официальные оппоненты:
доктор технических наук, профессор
С.Г. Григорьев
доктор педагогических наук, профессор
В.Е. Жужжалов
кандидат педагогических наук, профессор
Т.Я. Кузнецова
Ведущая организация:
Институт содержания и методов обучения
Российской академии образования
Защита состоится 24 мая 2006 года в 15 часов на заседании Диссертационного
совета К 850.007.02 по присуждению ученой степени кандидата педагогических
наук в Московском городском педагогическом университете
по адресу 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4.
С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке
МГПУ.
Автореферат разослан 21 апреля 2006 года
Ученый секретарь диссертационного
совета,
доктор педагогических
наук, доцент
В.В. Гриншкун
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Внедрение информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) в различные области современной
системы образования принимает все более масштабный и комплексный
характер.
В основе этого процесса находится учебный курс информатики,
имеющий более чем сорокалетнюю историю в нашей стране. Именно в начале
1960-х годов начались первые исследования по включению предмета
программирование в практику высшего и среднего образования. Эти разработки
связаны с именами И.Н. Антипова, А.А. Кузнецова, В.С. Леднева,
В.М. Монахова, Я.А. Ваграменко, С. Пейперта, Б. Сендова, С.И. Шварцбурдом
и ряда других ученых. В 1985 году был введен в учебный план
отечественной общеобразовательной школы новый предмет "Основы информатики
и вычислительной техники". Потребовалось создать соответствующее
методическое и программное обеспечение. В разработке методической
системы обучения информатике значительную роль сыграли работы
отечественных ученых: А.П. Ершова, В.М. Монахова, С.А. Бешенкова,
А.Г. Гейна, С.Г. Григорьева, А.А. Кузнецова, Э.И. Кузнецова, М.П. Лапчика,
В.Г. Разумовского, И.В. Роберт, А.Ю. Уварова и многих других. Эти
работы можно рассматривать как первый этап информатизации образования.
Дальнейшая работа по решению этих проблем была направлена на
реализацию всего комплекса вопросов, связанных с внедрением компьютеров
в сферу образования.
Информатизация образования заставляет пересматривать не
только традиционные учебные курсы информатики, но и содержание, методы,
технологии и средства обучения, применяемые в других дисциплинах.
Весь спектр этих проблем рассмотрен в работах отечественных ученых:
А.Г. Абросимова, С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкуна, С.А. Жданова,
С.Д. Каракозова, К.К. Колина, С.И. Макарова, И.В. Роберт и некоторых
других. С помощью методов и средств информатики студент может и
должен научиться получать ответы на вопросы о том, какие имеются информационные
ресурсы, где они находятся, как можно получить к ним
доступ и как их можно использовать в целях повышения эффективности
своей профессиональной деятельности.
Особую роль в процессе профессиональной подготовки специалиста
в высшем учебном заведении (ВУЗ) играет библиотека, поскольку
именно в ней сконцентрирована специализированная научная информация.
Библиотека ВУЗа предоставляет студентам необходимые учебники,
методические пособия и другие учебные и методические материалы. В
библиотеке выполняются домашние задания, различные курсовые и дипломные
работы. ИКТ в значительной степени изменили и представление
о роли библиотеки в учебном процессе высшего учебного заведения. Со
Стр.3