на правах рукописи Дунаева Наталья Владичевна ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ (на примере аграрных ВУЗов) 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (информатика) Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Научные руководители: д.т.н., профессор С.Г. Григорьев, д.п.н., профессор В.А. Шабунина Москва - 2005 2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. <...> МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В АГРАРНЫХ ВУЗАХ …………………………. <...> Информационное обеспечение учебного процесса в ВУЗах в современных условиях ……. <...> РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ СТУДЕНТОВ АГРАРНЫХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗИРОВАННОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ …………………………………. <...> Развитие целей и содержания обучения информатике студентов аграрных ВУЗов в условиях использования информатизированной научной библиотеки. <...> Методика, формы и средства проведения занятий по 59 3 информатике со студентами аграрных ВУЗов в условиях использования информатизированной научной библиотеки ………. <...> Структура и реализация электронного учебного пособия по информатике……………………………………………………………. <...> Экспериментальная проверка пропедевтического курса информатики и информационных технологий для студентов аграрных вузов, работающих в условиях информатизированной научной библиотеки……………………………………………. <...> В основе этого процесса находится учебный курс информатики, имеющий более чем сорокалетнюю историю в нашей стране. <...> Информатизация образования заставляет пересматривать не только традиционные учебные курсы информатики, но и содержание, методы, технологии и средства обучения, применяемые в других дисциплинах. <...> Особую роль в процессе профессиональной подготовки специалиста в высшем учебном заведении (ВУЗ) играет библиотека, поскольку именно в ней сконцентрирована специализированная научная информация <...>
Пропедевтический_курс_информатики_и_информационных_технологий_для_подготовки_студентов_к_работе_в_современной_научной_библиотеке__на_примере_аграрных_ВУЗов._Диссертация_на_соискание_степени_кандидата_педагогических_наук.pdf
на правах рукописи
Дунаева Наталья Владичевна
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ И
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
К РАБОТЕ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
(на примере аграрных ВУЗов)
13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (информатика)
Диссертация на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Научные руководители:
д.т.н., профессор С.Г. Григорьев,
д.п.н., профессор В.А. Шабунина
Москва - 2005
Стр.1
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
ИНФОРМАТИКЕ В АГРАРНЫХ ВУЗАХ …………………………. 15
§ 1.1. Отечественный и зарубежный опыт построения курса
информатики и информационных технологий в системе высшего
образования …………..…......................................................................... 15
§ 1.2. Информационное обеспечение учебного процесса в ВУЗах в
современных условиях …….…………………………………………...
Выводы по материалам первой главы ………………………………...
51
58
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ СТУДЕНТОВ АГРАРНЫХ
ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗИРОВАННОЙ
НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ …………………………………..…….. 59
§ 2.1. Развитие целей и содержания обучения информатике
студентов аграрных ВУЗов в условиях использования
информатизированной научной библиотеки.………………………..
§ 2.2. Методика, формы и средства проведения занятий по
59
Стр.2
3
информатике со студентами аграрных ВУЗов в условиях
использования информатизированной научной библиотеки ………..
68
§ 2.3. Структура и реализация электронного учебного пособия по
информатике……………………………………………………………. 75
§ 2.4. Экспериментальная проверка пропедевтического курса
информатики и информационных технологий для студентов
аграрных вузов, работающих в условиях информатизированной
научной библиотеки……………………………………………..……… 85
Выводы по материалам второй главы ……….………………………... 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..………………………… 93
ЛИТЕРАТУРА………………………………………..………………... 95
Стр.3
4
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Внедрение информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) в различные области современной
системы образования принимает все более масштабный и комплексный
характер.
В основе этого процесса находится учебный курс информатики,
имеющий более чем сорокалетнюю историю в нашей стране. Именно в
начале 1960-х годов начались первые исследования по включению
предмета программирование в практику высшего и среднего образования.
Эти разработки связаны с именами И.Н. Антипова, А.А. Кузнецова, В.С.
Леднева, В.М. Монахова, Я.А. Ваграменко, С. Пейперта, Б. Сендова, С.И.
Шварцбурдом и ряда других ученых. В 1985 году был введен в учебный
план отечественной общеобразовательной школы новый предмет "Основы
информатики и вычислительной техники". Потребовалось создать
соответствующее методическое и программное обеспечение. В разработке
методической системы обучения информатике значительную роль сыграли
работы отечественных ученых: А.П. Ершова, В.М. Монахова, С.А.
Бешенкова, А.Г. Гейна, С.Г. Григорьева, А.А. Кузнецова, Э.И. Кузнецова,
М.П. Лапчика, В.Г. Разумовского, И.В. Роберт, А.Ю. Уварова и многих
других. Эти работы можно рассматривать как первый этап
информатизации образования. Дальнейшая работа по решению этих
Стр.4
5
проблем была направлена на реализацию всего комплекса вопросов,
связанных с внедрением компьютеров в сферу образования.
Информатизация образования заставляет пересматривать не
только традиционные учебные курсы информатики, но и содержание,
методы, технологии и средства обучения, применяемые в других
дисциплинах. Весь спектр этих проблем рассмотрен в работах
отечественных ученых: А.Г. Абросимова, С.Г. Григорьева, В.В.
Гриншкуна, С.А. Жданова, С.Д. Каракозова, К.К. Колина, С.И. Макарова,
И.В. Роберт и некоторых других. С помощью методов и средств
информатики студент может и должен научиться получать ответы на
вопросы о том, какие имеются информационные ресурсы, где они
находятся, как можно получить к ним доступ и как их можно использовать
в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности.
Особую роль в процессе профессиональной подготовки
специалиста в высшем учебном заведении (ВУЗ) играет библиотека,
поскольку именно в ней сконцентрирована специализированная научная
информация. Библиотека ВУЗа предоставляет студентам необходимые
учебники, методические пособия и другие учебные и методические
материалы. В библиотеке выполняются домашние задания, различные
курсовые и дипломные работы. ИКТ в значительной степени изменили и
представление о роли библиотеки в учебном процессе высшего учебного
заведения. Современная библиотека ВУЗа существенно отличается от
Стр.5