Сюкияйнен, исламовед (Высшая школа экономики, Москва) ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ДИАЛОГЕ ИСЛАМСКОЙ И ЗАПАДНОЙ ПРАВОВЫХ КУЛЬТУР Современное исламское правоведение обратилось к исследованию проблемы прав человека относительно недавно. <...> Теоретические посылки исламской концепции прав человека О компаративистском подходе речь впереди, а пока остановимся на исходных началах понимания прав и свобод человека в современной исламской юриспруденции. <...> Ее особое внимание к данной теме во многом объясняется тем, что часто выдвигаемые против ислама обвинения в нарушении прав человека воспринимаются в мусульманском мире как упрек в адрес шариата в целом, общая негативная оценка исламского права в качестве самостоятельной правовой системы, которая не соответствует современному пониманию права и справедливости. <...> Именно поэтому любое серьезное исследование по правам человека в исламе должно включать анализ центральных вопросов исламской правовой теории. <...> Речь идет, прежде всего, о положении индивида, понимании субъективного и объективного права, соотношении в шариате его прав и обязанностей. <...> Правда, российские правоведы и историки придерживаются в целом единой позиции. <...> Вместе с тем он замечал, что исламское право содержит очень мало императивных положений и предоставляет широкие возможности свободной инициативе. <...> Мусульманские юристы, пользующиеся особым авторитетом на Западе, в целом соглашаются с такой оценкой, подчеркивающей внешне противоречивый характер шариата. <...> Шехата считал, что исламское право в целом больше интересуют объекты, а не субъекты права. <...> Такое разнообразие оценок объясняется неоднозначной природой шариата, отражающейся в концепции субъективного права и прав человека, которая выглядит противоречивой и непоследовательной лишь с позиций европейского правосознания. <...> Как известно, нормативная сторона шариата включает две основные группы правил поведения, одна из которых касается культа <...>