Муpат Лаумулин, доктор политических наук (Казахстанский институт стратегических исследований) ВИРТУАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Предстоящий вывод войск западной коалиции из Афганистана и вероятная дислокация вооружений, а возможно, и оперативных баз США на территории некоторых государств Центральной Азии создают в регионе новую ситуацию. <...> В этом контексте, вероятно, следует рассматривать и решение Ташкента о «приостановлении» членства в Организации Договора коллективной безопасности, принятое в конце июня этого года. <...> Устав блока запрещает размещение на территории стран-союзниц военных баз третьих государств, а неучастие позволит Узбекистану юридически беспрепятственно принять от сил НАТО любые военнотехнические средства, включая вооружение, которые они посчитают нужным оставить по пути из Афганистана. <...> Впрочем, официальные претензии Ташкента к ОДКБ (как и ранее к ДКБ, предшественнику нынешней структуры) состоят в том, что Организация остается символической или даже виртуальной. <...> Когда дело доходит до отражения реальных угроз безопасности и стабильности, как это было во время вторжения исламских боевиков в 1999 и 2000 гг. и ошской резни 2010 г., ОДКБ никакой роли не сыграла. <...> С одной стороны, те, что вытекают из международного положения региона и геополитических рисков, вызываемых дипломатической и стратегической активностью внешних игроков – великих держав (Соединенные Штаты, Китай, Россия) и региональных государств (Турция, Иран, Пакистан). <...> С другой стороны, угрозы, риски и вызовы, имеющие внутрирегиональный характер. <...> Во-первых, вызывает опасения рост политического экстремизма в Киргизии, связанный с непредсказуемостью социальноэкономического и политического развития страны. <...> При этом ни соседи по региону, ни Россия, ни заинтересованные внешние игро96 ки (Китай, США, Евросоюз), ни даже международные организации не спешат брать на себя ответственность за происходящее. <...> В-четвертых <...>