ной системе (преимущественно в социальной и интеллектуальной сфере), жестко противодействуя любым попыткам исламистов влиять на политические решения. <...> Многие режимы в арабо-мусульманских странах БВ оказываются сегодня в непростом положении. <...> Вовне они поддерживают палестинское движение «Хамас», ливанскую партию «Хизбалла», отряды исламского сопротивления Ирака и Афганистана, однако внутри собственных стран нередко проводят жесткие репрессии против исламской оппозиции (даже умеренной). <...> Естественно, такое двойственное отношение к исламу оказывает определенное воздействие на умонастроения в армиях, в которых многие офицеры весьма сочувственно относятся к действиям исламского сопротивления в Палестине, Ливане, Ираке и Афганистане и даже завидуют его победам в условиях полного бездействия своих армий перед лицом внешних угроз. <...> Возросшая в последнее время религиозность многих солдат и офицеров со временем может из «частного дела» превратиться в политическую идею и дать импульс к поиску новой коллективной идентичности, сделав их союзниками исламской оппозиции действующей власти. <...> Нельзя исключать и возможность того, что власти, стремясь сохранить свои позиции, спровоцируют столкновение с умеренными исламистами армии и спецслужб. <...> Очень скоро арабским руководителям придется решать, что для их власти и стабильности в стране представляет большую угрозу – политический диалог с умеренным исламом при спорадических (возможно, неизбежных) вспышках насилия со стороны исламских радикалов или подавление умеренного ислама и война с радикальными исламистами с участием армии и спецслужб. <...> Если же удастся сгладить существующие расхождения между отношением власти к исламу, с одной стороны, и его восприятием в обществе и армии – с другой, то угроза этноконфессиональных конфликтов, возможно, отодвинется на второй план. <...> VII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ Съезд проходил в сентябре 2010 г. в Звенигороде <...>