Бабаджанов, востоковед (Ташкент) «ИСЛАМСКОЕ ДВИЖЕНИЕ УЗБЕКИСТАНА»: ДЖИХАД КАК ИДЕОЛОГИЯ «ИЗГОЕВ» Несколько лет назад была опубликована книга Ахмада Рашида «Jihad». <...> В книге, кроме всего прочего, впервые была предложена весьма поверхностная информация о формировании ИДУ, его целях и некоторые сведения о связях этого движения с «Партией исламского возрождения Таджикистана» и некоторыми другими исламскими организациями. <...> Автор пользовался в основном устными сведениями (интервью, беседы) и секретной информацией некоторых должностных лиц оппозиционных исламских движений. <...> К тому же большинство сведений (особенно ранние биографии лидеров ИДУ) были опубликованы без проверки и не могли претендовать на полную достоверность. <...> Те или иные аспекты деятельности ИДУ освещаются в Узбекистане (в основном – в пропагандистском ключе), а также в некоторых средствах массовой информации других стран, особенно в российских. <...> Здесь мы обращаемся лишь к неисследованному до сих пор вопросу – о формировании идеологии ИДУ, трансформации идеи джихада у его идеологов, толковании статуса шахида и т.д. <...> Для более ясного понимания путей формирования идеологии ИДУ мы, естественно, должны обратиться к некоторым аспектам истории этого движения, особенно на ранних его этапах, так как этот период получил весьма сомнительную интерпретацию в опубликованных работах (прежде всего, у А. <...> А Тахир Юлдашев некогда имел членский билет ПИВТ за № 2 (№ 1, естественно, был у покойного С. <...> Это побудило 106 руководство ИДУ переименовать себя в ИДТ (Исламское движение Туркестана), что тоже говорит о наличии у них неких «региональных» притязаний, правда, пока остающихся плодом больной фантазии их лидеров. <...> Именно в них мы обнаружили специальные уроки по джихаду и религиозной интерпретации статуса шахида в том виде, в каком это преподносилось молодым моджахедам. <...> Кроме того, в нашем распоряжении имеются видеокассеты с речами (ma'ruza) лидера ИДУ Тахира <...>