национальные интересы и извлечь определенные выгоды из складывающейся, пусть и весьма непростой, ситуации. <...> , этнограф (Этнографический институт и музей при Болгарской АН, София) ИСЛАМ В БОЛГАРИИ Современные территории Болгарии с XIV до ХIХ в. <...> Поэтому длительное время ислам в Болгарии отражал специфику османского ислама и развивался в рамках ханафитского мазхаба. <...> После освободительной Русско-турецкой войны (1876–1878) и становления Болгарского царства, ислам быстро утратил доминирующие позиции в качестве государственной доктрины. <...> До начала демократизации болгарского общества (1989), несмотря на светский характер Республики Турция, для мусульман она все-таки оставалась идеологическим исламским центром. <...> Сначала они занимались благотворительной деятельностью и восстановлением мечетей. <...> В середине 1990-х годов миссионеры стали отправлять юношей, преимущественно из среды болгар-мусульман (так называемые помаки), в теологические университеты арабских стран. <...> Позднее эти люди стали возвращаться домой и занимать лидирующие позиции в местных мусульманских общинах. <...> Вооруженные новыми знаниями, они упорно работают над «очищением» ислама. <...> Помаки – это большая конфессиональная группа, ее члены говорят на болгарском языке, но исповедуют ислам. <...> Оформление болгарской национальной идеологии имело в XIX в. две стратегические цели: достижение независимости от Османской империи и освобождение от господства греческого духовенства в странах восточного православия. <...> В согласии с логикой национальной идеологии болгары-мусульмане (помаки) были 124 заклеймены как «вероотступники». <...> Эта позиция определила процесс длительной ассимиляционной политики. <...> Ассимиляционная политика Третьего Болгарского царства (1878–1944) и тоталитарного режима (1944–1989) проявлялась в откровенной форме: проводились жестокие акции «крещения» мусульман: в 1912–1913 гг., в конце 30-х годов, в начале 60-х и начале 70-х годов. <...> Официальная политика включала <...>