, востоковед ИСЛАМ И РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В АФГАНИСТАНЕ На всем протяжении XX в. ислам являлся одной из важнейших составляющих жизни афганского общества. <...> На разных этапах развития страны менялись роль и место религии в жизни афганцев. <...> Реформы 50–70-х годов, бывшие во многом половинчатыми и непоследовательными, все же оказали влияние на общественные отношения, уменьшив воздействие религии и других традиционных устоев на жизнь афганцев, в которую стали проникать элементы современной западной культуры. <...> По мере изменения характера государственной власти в Афганистане – от монархии к президентской республике, а затем к просоветскому режиму, – усиливалось давление светской власти на религию и ее служителей, влияние которых в судопроизводстве и образовании, являющихся традиционными сферами их деятельности, в значительной степени уменьшилось. <...> А ислам в эти годы превратился в один из столпов государственной идеологии и был поставлен на службу правящей элите. <...> Но многие представители традиционного исламского духовенства, а также некоторые представители интеллигенции, объединившиеся в политические организации и движения, стали оказывать противодействие проводимым в стране преобразованиям. <...> Эта борьба достигла своего пика в 80-х годах, когда правящая Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), испытывавшая значительные трудности в проведении преобразований, призванных построить в стране общество по образцу стран социалистического лагеря, была вынуждена прибегнуть к военной помощи Советского Союза, чтобы удержать власть в стране. <...> Начавшаяся гражданская война разделила Афганистан на два лагеря – «народное правительство» и исламскую оппозицию, определившую своей целью свержение просоветского режима и установление «исламского правления». <...> Приход к власти группировок исламских оппозиционеров, или, как они себя называли, моджахедов («борцов за вepy»), открыл новую <...>