Недостаточное знание языка страны пребывания ведет, с одной стороны, к трудностям в общении с работодателями и правоохранительными инстанциями, с другой – к возрастающей самоизоляции, отчужденности от российской среды, поиску самоидентификации, часто под руководством представителей экстремистских исламских структур. <...> Все это явно не способствует цивилизационной интеграции. <...> Если учесть, что численность таджикской диаспоры в России (т.е. число представителей этноса, постоянно проживающих в стране) в настоящее время достигла 400 тыс. человек, превратив таджиков в крупнейший нероссийский этнос в Российской Федерации, то, говоря языком геополитики, «вызовы» и «риски» вырисовываются вполне конкретные. <...> Насколько мне известно, подобного же рода проблемы имеются в России и с другими среднеазиатскими диаспорами, еще не достигшими такого размера. <...> Однако вопросы интеграции с Таджикистаном, смело экспериментирующим с легализацией политического ислама, зороастрийским и арийским проектами, стоят особо и требуют пристального внимания и изучения. <...> Алексей Малашенко, доктор исторических наук, профессор МГИМО (У) МИД РФ, член Научного совета Московского центра Карнеги ТУПИКИ ИНТЕГРАЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 1. <...> Необходимость интеграции Центральной Азии никогда и никем под сомнение не ставилась. <...> Тем не менее на практике решение этой проблемы оказывается все более и более отдаленным, если вообще возможным. <...> Для начала отметим возникающую неясность в самом понятии «Центрально-Азиатский регион». <...> Во-первых, его восприятие как общности скорее имеет отношение к истории, как к давней, так и к недавней, советской. <...> Во-вторых, ранее на этой территории не существовало такого количества государств, с границами, консолидированными властными структурами. <...> Нынешние национальные государства – принципиально новый феномен здешней истории. <...> В-третьих, вряд ли следует абсолютизировать этно- и социокультурную гомогенность <...>