Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
0   0
Первый авторДорошин Иван Александрович
АвторыАлебастрова Анна Анатольевна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц8
ID474120
АннотацияВ преломлении культурно-исторического опыта цивилизации авторы обращаются к идее «кризиса общества», артикулируя ее через призму национализма в его социально-философском понимании. По мнению авторов, в современном европейском обществе бытие человека на фоне роста материального благополучия неожиданно для многих определяется важностью принятия национальной самоидентичности, выступающей в обществе постмодерна благодатной почвой для ренессанса национализма. Драматические события, разворачивающиеся в Европе в последние месяцы, разрушили мировоззрение европейцев, десятилетиями формировавшееся под влиянием мультикультурализма и толерантности. Они показали утопичность идеи нравственного совершенствования человека, предполагавшего в т. ч. добровольный отказ от национальной самоидентичности. В XXI веке «кризис времени» стал временем возрождения национализма, что подталкивает человека к принятию радикальных решений, основанных на насилии. «Мы-идентичность» сменилась «Я-идентичностью», где коллективная память со- храняет не только институт национальной культуры, транслируемой из поколения в поколение, но также выступает основой нового политического мышления, в котором национальные амбиции превращают национализм в инструмент политического радикализма, в разные исторические периоды принимавшего форму «пангерманизма», «пантюркизма», «панславизма». Сегодня мы наблюдаем мощный подъем националистических партий, который также можно рассматривать как одну из характеристик «кризиса общества». Духовно возрождающаяся Россия, так же как и европейское общество, обращается к идее национальной самоидентичности. Однако в отличие от Европы особенностью русского национализма выступает любовь к духу своего народа, его культурному своеобразию. При этом национализм и патриотизм воспринимаются в русском национальном сознании как тождественные понятия. В основе самоидентичности русского человека лежит патриотизм, позволяющий не только определять духовный путь развития народа, но видеть и чувствовать слабость и несовершенство мира, извлекать уроки мощного национально-культурного прошлого, принимать поистине великие решения, основанные на любви к своему народу.
Дорошин, И.А. Перспективы ренессанса национализма в Европе / И.А. Дорошин, А.А. Алебастрова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия "Гуманитарные и социальные науки". .— 2016 .— № 4 .— С. 64-71 .— doi: 10.17238/issn2227-6564.2016.4.64 .— URL: https://rucont.ru/efd/474120 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В преломлении культурно-исторического опыта цивилизации авторы обращаются к идее «кризиса общества», артикулируя ее через призму национализма в его социально-философском понимании. <...> По мнению авторов, в современном европейском обществе бытие человека на фоне роста материального благополучия неожиданно для многих определяется важностью принятия национальной самоидентичности, выступающей в обществе постмодерна благодатной почвой для ренессанса национализма. <...> Драматические события, разворачивающиеся в Европе в последние месяцы, разрушили мировоззрение европейцев, десятилетиями формировавшееся под влиянием мультикультурализма и толерантности. <...> Они показали утопичность идеи нравственного совершенствования человека, предполагавшего в т. ч. добровольный отказ от национальной самоидентичности. <...> В XXI веке «кризис времени» стал временем возрождения национализма, что подталкивает человека к принятию радикальных решений, основанных на насилии. <...> «Мы-идентичность» сменилась «Я-идентичностью», где коллективная память со- храняет не только институт национальной культуры, транслируемой из поколения в поколение, но также выступает основой нового политического мышления, в котором национальные амбиции превращают национализм в инструмент политического радикализма, в разные исторические периоды принимавшего форму «пангерманизма», «пантюркизма», «панславизма». <...> Сегодня мы наблюдаем мощный подъем националистических партий, который также можно рассматривать как одну из характеристик «кризиса общества». <...> Духовно возрождающаяся Россия, так же как и европейское общество, обращается к идее национальной самоидентичности. <...> Однако в отличие от Европы особенностью русского национализма выступает любовь к духу своего народа, его культурному своеобразию. <...> При этом национализм и патриотизм воспринимаются в русском национальном сознании как тождественные понятия. <...> В основе самоидентичности русского <...>