В преломлении культурно-исторического опыта цивилизации авторы обращаются к идее «кризиса общества», артикулируя ее через призму национализма в его социально-философском понимании. <...>
По мнению авторов, в современном европейском обществе бытие человека на фоне роста материального благополучия неожиданно для многих определяется важностью принятия национальной самоидентичности, выступающей в обществе постмодерна благодатной почвой для ренессанса национализма. <...>
Драматические события, разворачивающиеся в Европе в последние месяцы, разрушили мировоззрение европейцев, десятилетиями формировавшееся под влиянием мультикультурализма и толерантности. <...> Они показали утопичность идеи нравственного совершенствования человека, предполагавшего
в т. ч. добровольный отказ от национальной самоидентичности. <...> В XXI веке «кризис времени» стал временем возрождения национализма, что подталкивает человека к принятию радикальных решений, основанных на насилии. <...> «Мы-идентичность» сменилась «Я-идентичностью», где коллективная память со-
храняет не только институт национальной культуры, транслируемой из поколения в поколение, но также
выступает основой нового политического мышления, в котором национальные амбиции превращают
национализм в инструмент политического радикализма, в разные исторические периоды принимавшего
форму «пангерманизма», «пантюркизма», «панславизма». <...> Сегодня мы наблюдаем мощный подъем националистических партий, который также можно рассматривать как одну из характеристик «кризиса
общества». <...> Духовно возрождающаяся Россия, так же как и европейское общество, обращается к идее
национальной самоидентичности. <...> Однако в отличие от Европы особенностью русского национализма
выступает любовь к духу своего народа, его культурному своеобразию. <...> При этом национализм и патриотизм воспринимаются в русском национальном сознании как тождественные понятия. <...> В основе самоидентичности русского <...>