Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
0   0
Первый авторБоровикова Нина Михайловна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц7
ID474116
АннотацияПоявление визуальной культуры, в которой преобладает знаково-символьный компонент восприятия, связано с концепцией визуального поворота в культуре. Анализ изменений, происходящих в современной культуре, невозможно интерпретировать без помощи семиотики как науки о знаках. Автор рассматривает подходы отечественных и зарубежных ученых к пониманию и проявлению в культуре знаков, символов и стереотипов. Именно исследования в области семиотики и стереотипии позволят определить способы и средства влияния продуктов культуры на индивида. Появление термина «экранная культура» связано с определением и сужением поля исследования. Кинофильмы становятся новым способом конструирования культурного пространства, именно поэтому автор уделяет большое внимание этому продукту культуры. В статье проводится аналогия восприятия заложенных в продукцию экранной культуры стереотипов и знаков-символов с теорией Ф. Бэкона о «призраках познания» и мифом о пещере Платона. Кинофильмы рассматриваются через призму теорий С.М. Эйзенштейна и Ю.М. Лотмана – ученых, положивших начало исследованию и рассмотрению кинофильмов как самостоятельных, закрытых систем, использующих свой уникальный язык. По мнению исследователей, этот уникальный язык основан на знаках-кадрах, знаках-символах и стереотипах, напрямую воздействующих на сознание индивида через бессознательное и чувственное. В заключение автор отмечает, что сильная знаково-символьная и стереотипная природа кинофильмов оказывает существенное влияние на восприятие и поведение людей. Научная и практическая значимость данной работы заключается в теоретико-познавательной, гносеологической, когнитивной ориентации исследовательских процессов по изучению знаков-символов и стереотипов в продуктах экранной культуры и их влиянию на жизнедеятельность индивидов.
Боровикова, Н.М. Знаки-символы и стереотипы в экранной культуре / Н.М. Боровикова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия "Гуманитарные и социальные науки". .— 2016 .— № 4 .— С. 50-56 .— doi: 10.17238/issn2227-6564.2016.4.50 .— URL: https://rucont.ru/efd/474116 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Появление визуальной культуры, в которой преобладает знаково-символьный компонент восприятия, связано с концепцией визуального поворота в культуре. <...> Анализ изменений, происходящих в современной культуре, невозможно интерпретировать без помощи семиотики как науки о знаках. <...> Автор рассматривает подходы отечественных и зарубежных ученых к пониманию и проявлению в культуре знаков, символов и стереотипов. <...> Именно исследования в области семиотики и стереотипии позволят определить способы и средства влияния продуктов культуры на индивида. <...> Появление термина «экранная культура» связано с определением и сужением поля исследования. <...> Кинофильмы становятся новым способом конструирования культурного пространства, именно поэтому автор уделяет большое внимание этому продукту культуры. <...> В статье проводится аналогия восприятия заложенных в продукцию экранной культуры стереотипов и знаков-символов с теорией Ф. <...> Бэкона о «призраках познания» и мифом о пещере Платона. <...> Кинофильмы рассматриваются через призму теорий С.М. Эйзенштейна и Ю.М. Лотманаученых, положивших начало исследованию и рассмотрению кинофильмов как самостоятельных, закрытых систем, использующих свой уникальный язык. <...> По мнению исследователей, этот уникальный язык основан на знаках-кадрах, знаках-символах и стереотипах, напрямую воздействующих на сознание индивида через бессознательное и чувственное. <...> В заключение автор отмечает, что сильная знаково-символьная и стереотипная природа кинофильмов оказывает существенное влияние на восприятие и поведение людей. <...> Научная и практическая значимость данной работы заключается в теоретико-познавательной, гносеологической, когнитивной ориентации исследовательских процессов по изучению знаков-символов и стереотипов в продуктах экранной культуры и их влиянию на жизнедеятельность индивидов. <...>