ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ
Лекция
В.П. Гринёв
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
Москва
2016
Стр.1
УДК 349.442
ББК 67.404
Г 85
Автор-составитель
Гринёв В.П., член Московского отделения Ассоциации юристов России,
канд. воен. наук
Рецензенты:
Широков К.М., ст. преподаватель кафедры земельного и экологического
права РГУП, канд. юрид. наук;
Сушкова О.В., доцент кафедры предпринимательского права,
гражданского и арбитражного процесса ВГУЮ (РПА Минюста России),
канд. юрид. наук
Г 85
Гринёв В.П.
Градостроительная деятельность: вопросы правового регулирования.
— М.: РГУП, 2016.
ISBN 978-5-93916-539-6
В Пособии рассмотрено современное состояние законодательства РФ
о градостроительной деятельности, основанное на нормативно-правовых
актах в сфере территориального планирования, градостроительного зонирования,
планировки территории, архитектурно-строительного проектирования,
строительства и эксплуатации зданий и сооружений. Особое
внимание уделено вопросам получения разрешений на строительство
и ввод объектов в эксплуатацию.
Для слушателей курсов повышения квалификации государственных
гражданских служащих, может быть использовано слушателями консультационных
семинаров, в том числе в рамках дополнительного профессионального
образования, а также руководителями и специалистами проектных,
строительных и эксплуатирующих организаций.
Издание подготовлено при информационной поддержке
СПС «КонсультантПлюс»
ISBN 978-5-93916-539-6
© Гринёв В.П., 2016
© Российский государственный
университет правосудия, 2016
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения о градостроительной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Субъекты градостроительных отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Основные принципы законодательства о градостроительной
деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2. Нормативное и правовое регулирование территориального планирования. . . . 10
3. Нормативное и правовое регулирование градостроительного зонирования . . . 30
3.1. Основные понятия (ч. 6–9 ст. 1 ГсК РФ. Извлечение) . . . . . . . . . . . . . . 30
3.2. Порядок применения и внесения изменений в правила
землепользования и застройки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
3.3. Карты градостроительного зонирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
3.4. Градостроительные регламенты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
3.5. Виды разрешенного использования земельных участков и ОКС. . . . . 37
3.6. Порядок предоставления разрешения на условно
разрешенный вид использования земельного участка или объекта
капитального строительства (ст. 39 ГсК РФ. Извлечение) . . . . . . . . . . . . . . 38
4. Нормативное и правовое регулирование планировки территории . . . . . . . . . . . 41
4.1. Состав проекта планировки территории
(ст. 42 ГсК РФ. Извлечение) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
4.2. Проекты межевания территорий
(ст. 43 ГсК РФ.Извлечение). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
4.3. Градостроительные планы земельных участков (ст. 43 ГсК РФ.
Извлечение). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
5. Нормативное и правовое регулирование архитектурно-строительного
проектирования (ст. 48 ГсК РФ. Извлечение). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
6. Нормативное и правовое регулирование осуществления строительства,
реконструкции, капитального ремонта ОКС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
6.1. Разрешение на строительство (ст. 51 ГсК РФ. Извлечение). . . . . . . . . . 56
6.1.1. Понятие и форма разрешения на строительство . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
6.1.2. Органы, уполномоченные выдавать разрешение на строительство . 63
6.1.3. Случаи, когда не требуется выдача разрешения на строительство . . 67
6.2. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
3
Стр.3
Градостроительная деятельность:
вопросы правового регулирования
6.2.1. Понятие и форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию . . . . 70
6.2.2. Органы, уполномоченные выдавать разрешение на ввод объекта
в эксплуатацию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
7. Нормативное и правовое регулирование осуществления эксплуатации
зданий, сооружений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Использованная литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Приложение. Изменения, внесенные в Градостроительный кодекс РФ
Федеральными законами от 03.07.2016 г. № 368, 369, 370, 371, 372,373. . . . . . 122
Стр.4
Градостроительная деятельность:
вопросы правового регулирования
2. В случае, если разрешение на строительство объекта капитального строительства
получено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона,
выдача разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию осуществляется на
основании градостроительного плана земельного участка, представленного для
получения разрешения на строительство такого объекта.
3. В случае, если разрешение на строительство объекта капитального строительства
получено после дня вступления в силу настоящего Федерального закона
на основании градостроительного плана земельного участка, указанного в ч.
1 настоящей статьи, в течение установленного в соответствии с ч. 1 настоящей
статьи срока его действия, разрешение на ввод объекта капитального строительства
в эксплуатацию выдается на основании такого градостроительного плана
земельного участка.
4. В случае, если решение о подготовке проекта планировки территории,
проекта межевания территории принято до дня вступления в силу настоящего
Федерального закона, подготовка и утверждение документации по планировке
территории осуществляются в соответствии с положениями Градостроительного
кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления
в силу настоящего Федерального закона).
5. В случае, если заявление о выдаче градостроительного плана земельного
участка подано в уполномоченный орган местного самоуправления до дня
вступления в силу настоящего Федерального закона, подготовка и выдача градостроительного
плана земельного участка осуществляются в соответствии с
положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции,
действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
6. В случае, если проекты документов территориального планирования,
проекты правил землепользования и застройки, а также проекты изменений
в указанные документы были подготовлены и рассмотрены на публичных
слушаниях до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, утверждение
таких документов, изменений в такие документы осуществляется
в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции,
действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального
закона).
7. В целях осуществления деятельности по комплексному и устойчивому
развитию территории утвержденные правила землепользования и застройки
должны быть приведены в соответствие с требованиями Градостроительного
кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона)
в части установления территорий, в границах которых допускается осуществление
деятельности по их комплексному и устойчивому развитию, и применительно
к таким территориям расчетных показателей минимально допустимого
уровня обеспеченности соответствующих территорий объектами коммунальной,
транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателей мак272
Стр.272
Приложение
симально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов
для населения в срок до 1 июля 2017 г.
8. До приведения правил землепользования и застройки в соответствие с
требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции
настоящего Федерального закона), но не позднее 1 июля 2017 г. заключение договоров
о развитии застроенных территорий, договоров о комплексном освоении
территорий допускается без установления на карте градостроительного зонирования
территорий, в границах которых предусматривается осуществление
деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий.
Статья 10.1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017
г., за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены
иные сроки вступления их в силу.
2. П. 12, 16, пп. «к» п. 18, п. 33 ст. 1, абз.3 и четвертый подпункта «а» пункта 1
статьи 4 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2017 г.
3. Ст. 3, абз.2 пп. «а» п. 1, п. 2 - 4 ст. 4 вступают в силу со дня официального
опубликования настоящего Федерального закона.
Стр.273
Учебное издание
Гринёв Валерий Павлович
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Редактор О.В. Лужина
Корректор В.В. Паламарчук
Оформление, верстка: Т.Б. Егорова
Подписано в печать 11.07.2016. Формат 60 90 1
Усл. печ. л. 17,25. Тираж 200 экз.
/16
.
Российский государственный университет правосудия
117418, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69
Стр.274
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ
ЛЕКЦИЯ
В учебном пособии раскрываются природа,
содержание, формы, административно правовые
основы государственного контроля и надзора,
осуществляемого органами исполнительной
власти.
На основе действующего российского законодательства
показаны особенности структуры
контрольно надзорного административного производства
в деятельности указанных органов,
выделены процедуры подготовки и проведения
контрольно надзорной проверки, а также оценки
ее результатов.
Учебное пособие предназначено для студентов,
обучающихся по направлению подготовки
40.05.03 Судебная экспертиза (уровень специалитета)
и изучающих административное право.
Может быть полезно для бакалавров и магистров
юриспруденции, а также аспирантам,
преподавателям, слушателям курсов повышения
квалификации, интересующимся проблемами
государственного контроля и надзора.
А.И. Стахов
АДМИНИСТРАТИВНОЕ
НАДЗОРНОКОНТРОЛЬНОЕ
ПРОИЗВОДСТВО
Учебное
пособие
Стр.275
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ
ЛЕКЦИЯ
В учебном пособии дается административно правовая
характеристика исполнительной власти в России, сформировавшейся
в результате проводимой в стране административной
реформы. На основе системного анализа действующего
административного и административно процессуального законодательства
раскрываются понятие, структура и средства
административно процедурной регламентации деятельности
органов исполнительной власти. Делается акцент на ад мини
стра тив но про цес су аль ной регламентации взаимодействия
органов исполнительной власти с гражданами и организациями,
а также с другими органами публичной власти. Выделяются
особенности административно процедурной регламентации
внутренней организации органов исполнительной власти.
Следуя избранному подходу к пониманию административных
процедур и административных регламентов, изложен нормативный
материал, раскрывающий административно процедурное
содержание взаимодействия органов исполнительной власти
с гражданами и организациями, другими органами публичной
власти, а также внутренней организации органов исполнительной
власти.
Для студентов ,обучающихся по программам бакалавриата
и специалитета, изучающих административное и ад мини
стра тив но про цес су аль ное право России.
А.И. Стахов
АДМИНИСТРАТИВНОПРОЦЕДУРНАЯ
РЕГЛАМЕНТАЦИЯ
ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ
В РОССИИ
Учебное пособие
Стр.276