85@mail.ru) Известно, что аддиктивные подростки с химической зависимостью отгораживают себя от общения с социумом и группируются со сверстниками, не интересуясь ни профессией, ни построением образовательной и карьерной траекториями развития. <...> Выбор профессии крайне ограничен интересами окружающего его сообщества. <...> В связи с этим данная категория подростков заслуживает особого внимания как психологов, так и педагогов. <...> Профессионализм — это не только высококвалифицированный труд, это еще и особое мировоззрение человека и качественно иной об - раз жизни профессионала. <...> Профессиональное мастерство связано с особой формой отношения человека к действительности, людям, обществу. <...> “Врастание” человека в профессию и его профессиональный путь рассматриваются в рамках самых различных психологических подходов и теорий. <...> Исследователями при этом используются следующие понятия: профессиональный выбор, профессионализация личности, идентификация с профессией, профессиональное самоопределение и др. <...> Выбор профессии — это важный момент, но процесс профессионального становления человека не исчерпывается только им. <...> Термины “профессиональный выбор”, “профессионализация личности” и “идентификация с профессией” подчеркивают пассивность человека по отношению к профессии. <...> Для нас наибольший интерес представляет понятие “профессиональное самоопределение”, так как именно оно наиболее широко отражает личностные аспекты профессионального становления. <...> Основной особенностью самоопределения подросткового возраста является формирование ценностно-смысловых установок относительно своего собственного существования, устремленности в будущее. <...> При этом на данном возрастном этапе социального становления особой смысловой доминантой выступает процесс профессионального самоопределения в позиции “я и общество” [1]. <...> Эриксон выделяет нормальную и аномальную линии развития периода половой зрелости, подростничества <...>