Жорж Монгредьен КОРОЛЕВСКАЯ ТРУППА ПАЛЕ-РОЯЛЯ (1658–1673)* Театр Пале-Рояль открылся 20 января 1661 г. Мольер был его директором, оратором, постановщиком и актером. <...> Корнеля и Расина ставили в Бургундском отеле, Пале-Рояль мог только повторять эти постановки; в распоряжении Мольера находились несколько посредственных авторов трагедий и комедиографов. <...> Если Пале-Рояль стал храмом комедии, то лишь потому, что труппа жила благодаря пьесам Мольера (он написал их 33, десяток из которых можно с разных точек зрения считать шедеврами, а многие затрагивали актуальные проблемы). <...> Если присовокупить к этому повторные постановки пьес, сыгранных в других театрах, то за 15 лет своей карьеры в Париже Мольер поставил 95 спектаклей, в том числе 31 собственную пьесу, т.е. в среднем по два спектакля в год. <...> Мольер быстро получил в Париже популярность, потому что вернул на сцену фарс, уже 20 лет как позабытый; он смешал его с комедией нравов, комедией-балетом, комедией вообще: это сцена с Оронтом в «Мизантропе», Оргон, прячущийся под столом в «Тартюфе», ссора Вадия и Триссотена в «Ученых женщинах», вся роль двойника в «Амфитрионе»; одна из его последних пьес, написанная после великих шедевров, – «Проделки Скапена» – тоже фарс. <...> Мольер привлекал публику и тем, что его театр уходил корнями в современность: вместо романической комедии Скаррона, * Монгредьен Ж. <...> – Режим доступа: http://litbook.net/book/120311/povsednevnaya-zhizn-komediantov-vo-vremenamolera/page-1/ 71 Жорж Монгредьен Буаробера и Тома Корнеля – вневременной, стереотипированной, подражающей итальянским или испанским оригиналам, – он явил новую комедию на злобу дня. <...> Фарс «Смешные жеманницы» – настоящий газетный фельетон, «Несносные» – набор скетчей; «Школа жен» посвящена насущной проблеме женского образования (эта тема получит развитие в «Ученых женщинах»); «Критика “Школы жен”» и «Версальский экспромт» относятся к области литературной полемики, в которой он критикует своих соперников, актеров и драматургов <...>