Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вестник культурологии  / №2 2016

ОБЩИЕ МЕСТА ЛИТЕРАТУРНОЙ КЛАССИКИ: УЧЕБНИК БРЕЖНЕВСКОЙ ЭПОХИ РАЗРУШИЛСЯ ИЗНУТРИ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторПономарев Евгений
АвторыДушенко К.В.
Страниц5
ID473568
АннотацияСоветское время породило всего четыре комплекта школьных учебников по литературе. Из них первые два были созданы во второй половине 1930-х годов, в период яростных идеологических баталий. Третий – породила война и начатая Агитпропом урапатриотическая истерия. Эпоха оттепели потребовала создания нового учебника. Отказ от историко-иллюстративных и патриотически-декламационных шаблонов породил дискуссию: какой должна стать центральная идея изучения литературы? Педагогиноваторы 1960-х годов большей частью склонялись к психологизации литературного курса.
Пономарев, Е. ОБЩИЕ МЕСТА ЛИТЕРАТУРНОЙ КЛАССИКИ: УЧЕБНИК БРЕЖНЕВСКОЙ ЭПОХИ РАЗРУШИЛСЯ ИЗНУТРИ / Е. Пономарев, К.В. Душенко // Вестник культурологии .— 2016 .— №2 .— С. 37-41 .— URL: https://rucont.ru/efd/473568 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Евгений Пономарев ОБЩИЕ МЕСТА ЛИТЕРАТУРНОЙ КЛАССИКИ: УЧЕБНИК БРЕЖНЕВСКОЙ ЭПОХИ РАЗРУШИЛСЯ ИЗНУТРИ∗ Советское время породило всего четыре комплекта школьных учебников по литературе. <...> Из них первые два были созданы во второй половине 1930-х годов, в период яростных идеологических баталий. <...> Третий – породила война и начатая Агитпропом урапатриотическая истерия. <...> Отказ от историко-иллюстративных и патриотически-декламационных шаблонов породил дискуссию: какой должна стать центральная идея изучения литературы? <...> Педагогиноваторы 1960-х годов большей частью склонялись к психологизации литературного курса. <...> «Образ» и герой должны были стать иллюстрацией психологических типов; литература превращалась в источник моделей поведения. <...> Теоретико-литературные определения вмонтировали в общий ход изложения: тот или иной термин вводился в школьный обиход в связи ∗ Пономарев Е. <...> Общие места литературной классики: Учебник брежневской эпохи разрушился изнутри // Новое литературное обозрение. <...> Однако теории не позволялось стать важнее идейных сентенций. <...> Общий стиль изложения, текстовые интонации сместились в сторону доверительной беседы с учеником: «представим себе», «послушаем их беседу», «перечитайте еще раз». <...> Патриотизм и международное значение писателя попрежнему организуют биографические разделы учебников. <...> «Служение народу» – обязательная похвала почти в каждой биографии. <...> Ряд писателей-патриотов, сформированный сталинской эпохой, был с незначительными изменениями перенесен в новый учебник: он превратился в ряд «народных писателей». <...> Народность, заимствованная из критической литературы XIX в., стала важнейшей характеристикой литературного процесса в 1930-е годы. <...> Однако придерживаться единого понимания народности никак не удавалось. <...> В главе о декабристах народность приравнивалась к национальной самобытности. <...> В главе «В.Г. Белинский» народность пережила еще одну трансформацию: «Под народностью литературы <...>