Тинякова ФИЛОСОФСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦИРКОВОГО ИСКУССТВА: СУДЬБА НА ГРАНИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ Аннотация: В статье выстраивается философское пространство циркового искусства с точки зрения его возникновения, конкретной истории в русской культуре и культурного влияния на человеческое бытие, выявляется специфика его эстетических категорий. <...> Особая значимость циркового искусства в его экологической сущности как в плане его возникновения, в основном из конного спорта в Древнем Риме и Греции, так и в том, что цирковое искусство – единственная художественная деятельность, где животные выступают в качестве равноправных партнеров артистов. <...> Специфика циркового искусства в сравнении с театром, кино и спортом в показе и проявлении человека. <...> Цирковое искусство выделяется среди других форм художественной деятельности как в академическом искусствоведческом анализе, так и в массовом знании. <...> 36 Философский потенциал циркового искусства «Цирк нельзя не любить», – отмечал М. Немчинский <...> Оригинальность циркового искусства еще и в том, что исполняемые номера несут в себе смйховое начало, прежде всего благодаря клоунскому искусству. <...> В художественных умениях артистов цирка мы иногда усматриваем исключительно тонкие и филигранные черты, которые значительно превышают утвердившиеся мнения о двигательной системе человека. <...> Выносливость актеров передалась выносливости самому цирковому искусству. <...> А.В. Луначарский утверждал: «Первым и самым значительным (качеством цирка) является демонстрация физической силы, ловкости, физической красоты человеческого организма» (6, с. <...> В цирковом представлении все выглядит поразительно красиво, восхищает умением и смелостью выступающего. <...> У артистов цирка есть неписаный закон: если случилась травма у актера во время выступления, то номер нужно довести до конца, чтобы боль не была видна зрителям. <...> Фантазия в творчестве артистов цирка проявляется в том, что любой цирковой номер, любую <...>