Поэзия частушки А.А. Горелов ПОЭЗИЯ ЧАСТУШКИ* Автор реферируемого предисловия к сборнику «Русская частушка» – доктор филологических наук, крупный исследователь фольклора. <...> Более тридцати лет он заведует отделом народнопоэтического творчества в Институте русской литературы (Пушкинский Дом). <...> В сборник включено около 1300 частушек разных исторических периодов – от дореволюционного до второй половины XX в. <...> , впервые запечатлелась русской литературой в 60-е годы XIX в. – произведениями В.А. Слепцова («Владимирка и Клязьма», 1861), Г. Успенского («На бегу», 1863), Ф.М. Решетникова («Где лучше?», 1869) и других писателей. <...> Это одно из неоспоримых свидетельств популярности, общераспространенности жанровой культуры фольклорных песен-миниатюр для указанного десятилетия. <...> Первоначально у них нет еще общепризнанного названия. <...> Когда вологодский краевед Н.А. Иваницкий в 1882 г. описывает «четверостишия, трехстишия… и двустишия», обращающиеся в крестьянской среде, он попросту называет их «выкрикиваниями», которые «сочиняют девки и парни, выражая в них мимолетные порывы, чувства любви, ревности, злобы, зависти, насмешки» (цит. по: с. <...> И наконец, статья Глеба Успенского «Новые народные стишки» (1889) закрепляет в литературе последнее название за однострофными народными песенками. <...> , позже выясняется, что исконно наиболее распространен в народе был термин припевка, и он конкурирует с литературно привившимся жанровым наименованием частушка вплоть до последнего времени. <...> 181 А.А. Горелов «Частушка – культура рифмованных однострофных песенок, пропеваемых или выкрикиваемых на определенный мотив» (с. <...> Выдающийся советский музыковед Наталья Котикова записала более трехсот частушечных напевов. <...> Разновидность частушки получили в народе десятки собственных, исконных названий, например: матанечки, частоговорки, коротушки, ти́горки-мати́горки, саратовские переборы, прибаутки, пригудки, подгорная, бологовка, ихахошки, тараторки и т.д <...>