Кулешова КОНЦЕПЦИЯ ФИЛОСОФСКОГО РОМАНА В ТВОРЧЕСТВЕ Д.С. <...> В статье рассматриваются особенности стиля Д.С. Мережковского, работавшего в эмиграции над философским романом, расширившего и изменившего представления читателей о возможностях этого жанра. <...> Рассуждая о своеобразии романного жанра в эмигрантских сочинениях Мережковского, необходимо принять во внимание и общую тенденцию, характерную для всей литературы ХХ столетия в области трансформации и преобразования романной формы, обретения новых синтетических форм и жанров литературы. <...> Преодоление монизма, характерное для искусства ХIХ в., взрыв формальных поисков в литературе рубежа веков, связанный с открытием новых философских смыслов и концепций, обосновавших сложное синкретическое мироощущение человека ХХ столетия, неоднократно отмечались исследователями литературы. <...> Считая синтетичность и синкретизм характерными чертами прозы ХХ столетия, Утехин отмечает «в 137 О.В. Кулешова живой литературной практике» как дифференциацию, «так и синтез жанров, причем синтез», ведущий «не к замене одних жанров другими, а к появлению новых, более “емких”, богатых по своим познавательным возможностям жанров»1. <...> Подобное творчество подразумевает невозможность создания художественного произведения «в тесных рамках замкнутого на себя чувственного опыта, ибо его основу… образует запечатлевшееся в нем восхождение творческого духа человеческого от реального к реальнейшему, от явления к его абсолютной первосущности. <...> В акте творческого вдохновения перед поэтом “раздвигаются дали”, и, прозревая “из времени в вечность”, он созерцает идеальный прообраз сущего, мир вечного бытия в совершенной гармонии его чистых форм. <...> 138 Концепция философского романа вателя, «являющегося в сферах его соотнесенности к абсолюту», вдохновение истолковывается как «своеобразная форма мистического экстаза, в котором сквозь мглу преходящего прозревается вечное», искусство <...>