Андрей Райкин ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Андрей Райкин ПЕРВЫЙ ПЕЙЗАЖИСТ ЕВРОПЫ…* В конце 2008 – начале 2009 г. в Музее изобразительных искусств им А.С. Пушкина проходила выставка живописи Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера (1775–1851), еще при жизни имевшего статус «первого пейзажиста Европы». <...> На выставке были представлены 40 картин, 70 акварелей и две гравюры. <...> Уникальность выставки в том, что в российских музеях нет ни одной работы Тёрнера, а за границу произведения английского пейзажиста вывозят крайне редко. <...> Именно в акварелях он зафиксировал первые впечатления, игру света и настроение, получившие экспрессивное развитие в больших работах маслом. <...> В этом смысле Уильям Тёрнер опередил время, и не только свое. <...> Невероятно одаренный художник, он уже в 27 лет стал самым молодым профессором Королевской Академии художеств. <...> Но, несмотря на признание, большинство его полотен были впервые выставлены лишь в 1906 г. Публика начала века была шокирована. <...> Оказалось, что Тёрнер создавал не только романтические, но и импрессионистические пейзажи задолго до появления самих импрессионистов. <...> «Спустя сто лет уже понятно, что отец импрессионизма был еще и дедушкой абстрактной живописи. <...> 74 Первый пейзажист Европы… Начинал Тёрнер, как и многие его соотечественники, с акварелей. <...> А затем акварельными приемами обогатил масляную живопись. <...> Так родилась уникальная манера художника, которой не было ни у одного из современников. <...> В годы учебы он усердно копировал античные бюсты, а затем воспел бушующую стихию. <...> Ветер, солнце, дым и брызги воды будто сорвались с холста, атмосфера вышла за пределы картины. <...> У «малых голландцев» он заимствовал мягкий, рассеянный свет, а из Италии привез светлый легкий колорит, которого еще не знала английская живопись. <...> Секретом необыкновенного колорита стал белый грунт для холста взамен коричневого или золотистого. <...> Краски на нем звучали особенно легко и светло <...>