РАЗМЫШЛЕНИЯ, СООБЩЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИИ Е.Я. <...> Виттенберг ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИИ* Виттенберг Евгений Яковлевич – доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института социологии РАН. <...> Генезис и развитие отечественного предпринимательства довольно активно исследуются российскими учеными [1; 2; 3; 4; 9; 11; 17]. <...> Однако в историографии этой темы остаются заметные лакуны. <...> Так, социальноэкономические и морально-этические предпосылки социальной ответственности бизнеса (СОБ) находятся практически вне поля зрения историков (исключение составляет лишь проблема благотворительности) [см. <...> Как и во всякой стране, на протяжении многих веков в России существовали и социально ответственные, и социально безответственные предприниматели. <...> Предприниматели всегда осуществляли свою деятельность в определенном социальном контексте и по определению не могли полностью игнорировать отношения с обществом1. <...> Уже в Библии мы находим немало достаточно актуально звучащих высказываний о роли человека-производителя. <...> Автор данной статьи является сторонником концепции, согласно которой социальную ответственность бизнеса нужно трактовать шире, чем это обычно принято, и включать в него ответственность предпринимателей не только, скажем, за качество продукции или взаимоотношения с работниками, но и за судьбу страны в целом. <...> И эту ответственность предприниматели (пусть не в равных пропорциях) делят с властью и институтами гражданского общества. <...> 159 РАЗМЫШЛЕНИЯ, СООБЩЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ воздается должное труду земледельцев, ремесленников и купцов. <...> В то же время, согласно постулатам Библии, тот, кто работает, должен быть материально обеспечен: «трудящийся достоин пропитания». <...> В Библии неоднократно подчеркивается необходимость честного ведения дел и содержатся предостережения от получения <...>