76 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА УДК 621.313.1 Проектирование электрических машин с поперечным магнитным потоком В. Г. Еременко*, О. А. Кузьмичева, О. Г. Клочков, С. Ю. Лебедев Для новых областей использования электрических машин: автомобиля с гибридной энергоустановкой, прямого электропривода судового винта, ветрогенератора с безредукторным приводом электрогенератора, — разработана новая конструкция многополюсной электрической машины с постоянными магнитами, отличающаяся большим моментом при низких скоростях вращения и получившая в литературе два названия: машины с поперечным магнитным потоком или машины с коммутируемым магнитным потоком. <...> Она может использоваться в двигательном и генераторном режимах, регулирующихся силовыми полупроводниковыми коммутаторами. <...> В качестве базового размера, определяющего размеры машины и ее обмотки, была принята длина части полюса статора, взаимодействующая через воздушный зазор с постоянными магнитами, определяющая осевую длину машины и поперечные сечения магнитопровода. <...> Основная расчетная формула для базового размера получена в виде корня четвертой степени из выражения, содержащего момент машины. <...> Все остальные размеры магнитопровода и обмоток через постоянные коэффициенты связаны с базовым размером. <...> Представлена модель машины в программе Matlab, работающая в качестве ветрогенератора с переменной электрической нагрузкой. <...> Для мощности 75 к Вт указаны характеристики данной машины и ранее известных типов машин и показано, что настоящая машина имеет минимальные массу, объем и максимальный КПД при близких скоростях вращения 570 — 610 об/мин. <...> Даны рекомендации по ее использованию в качестве мотор-колеса для гибридной транспортной энергоустановки. <...> Ключевые слова: двигатель-генератор с поперечным магнитным потоком (ДГПМП), базовый размер машины, постоянные магниты. <...> Помимо классических двигателей с постоянными магнитами в гибридных автомобилях возможно применение нового <...>