ЭЛЕКТРОТЕХНИКА 51 УДК 621.165 История создания и перспективы применения твердосмазочных покрытий для лепестковых газодинамических опор высокоскоростных электротурбомашин Г. Е. Андрейчикова, Н. Е. Захарова, М. Ю. Румянцев*, С. И. Сигачев, И. В. Станкевич Высокоскоростные электротурбомашины (ЭТМ) с частотой вращения ротора в десяткисотни тысяч оборотов в минуту являются в настоящее время основным функциональным элементом перспективных микротурбинных энергоустановок для систем малой распределенной энергетики и автономных систем электропитания, высокоскоростных центробежных компрессоров и воздуходувок. <...> Практическая реализация данных ЭТМ стала возможной благодаря разработке бесконтактных опор с газовой смазкой — лепестковых газодинамических подшипников (ЛГП), исключающих применение систем масляной смазки и охлаждения, работоспособных в условиях значительных перепадов температур и внешних теплопритоков, обладающих высокими демпфирующими свойствами и вибростойкостью. <...> Требуемый ресурс и надежность ЛГП обеспечиваются свойствами и работоспособностью твердых смазочных покрытий (ТСП), наносимых на несущие поверхности лепестков. <...> Основное назначение ТСП — «смазка» подшипника на этапах контактной работы пар трения при пусках, остановах в переходных и аварийных режимах работы ЭТМ. <...> ТСП должны иметь высокие адгезию к металлической подложке, термо- и теплостойкости, малые износ и коэффициент трения, а также обладать прирабатываемостью. <...> Рассмотрена история создания ТСП для ЛГП в СССР. <...> ХХ в. на Новочеркасском заводе синтетических продуктов под руководством к.х.н. <...> Рабочая температура эксплуатации такого покрытия не превышает 300 °С, чего в настоящее время явно недостаточно. <...> Приведены планы работ созданной в 2015 г. в НИУ «МЭИ» на кафедре ЭКАО и ЭТ лаборатории по разработке новых высокотемпературных ТСП типа АИС-3 и АИС-4 с рабочей температурой до 500 °С. <...> Ключевые слова: высокоскоростная электротурбомашина <...>