Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация  / №1 2010

Театральная природа сновидений: бессознательное в концепции Н. Евреинова (60,00 руб.)

0   0
Первый авторАнастасьева
Страниц11
ID470801
АннотацияИсследование характера и природы сновидения в художественных и теоретических работах выдающегося режиссера, драматурга и театрального деятеля начала 20 в. Н. Н. Евреинова, а также роли, которую отводил Евреинов сновидению в своей мифологеме "театрализация жизни".
УДК159.96
Анастасьева, И.Л. Театральная природа сновидений: бессознательное в концепции Н. Евреинова / И.Л. Анастасьева // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация .— 2010 .— №1 .— С. 57-67 .— URL: https://rucont.ru/efd/470801 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Анастасьева ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРИРОДА СНОВИДЕНИЙ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В КОНЦЕПЦИИ Н. ЕВРЕИНОВА <...> Статья посвящена исследованию характера и природы сновидения в художественных и теоретических работах выдающегося режиссера, драматурга и театрального деятеля начала XX в. <...> Н.Н. Евреинова, а также роли, которую отводил Евреинов сновидению в своей мифологеме “театрализация жизни”. <...> Основной темой произведений Н.Н. Евреинова были театр и “театрализация”; законы театра (“театральность”) он распространял на человеческую жизнь и человеческое поведение. <...> Драматург полагал, что наряду с главными инстинктами человека существует “театральный инстинкт”, который реализуется в необходимости “выстраивать себя самого, в желании <…> казаться разным, маскироваться, позировать, играть, меняться”2. <...> Он обнаруживал этот инстинкт в животном мире (кот, играя с мышью, изображает полнейшее равнодушие по отношению к добыче; американский петух, распускающий хвост перед своими собратьями, вызывает их восторг или зависть; мимические игры обезьян напоминают человеческую пантомиму и т.д.) и в растительном (описывал растения, мимикрирующие в минуту опасности, принимающие форму минерала). <...> Театральность как импульс вскрывает истинную сущность человека в момент его перевоплощения, и он предстает в ином свете перед людьми и перед самим собой. <...> При этом театр не является и видом искусства, ибо искусство существует на уровне сознания (“искусство ведет меня к поискам себя”), в то время как театральность – сфера подсознания, безусловный рефлекс (“театральный инстинкт – это нечто, заставляющее меня выходить за пределы меня”). <...> Этот тезис сублимировал основные человеческие инстинкты – самосохранение (еда) и удовлетворение инстинкта театральности (зрелище). <...> “Природный инстинкт театральности живет в нас наравне с инстинктами самосохранения, половым и пр., вытравление этого инстинкта равносильно физическому оскоплению, а удовлетворение <...>