Мамедова СИМВОЛЫ ВОЙНЫ И МИРА В СОВЕТСКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПЛАКАТЕ И КАРИКАТУРЕ ПЕРИОДА “ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ” В статье рассматриваются знаково-символические элементы, использовавшиеся при создании советских политических плакатов и карикатур, посвященных борьбе за мир, против “поджигателей войны”. <...> Язык советской визуальной пропаганды сложился еще до начала “холодной войны”, однако художники находили все новые графические решения для создания образов и сюжетов на злободневные международные темы. <...> Важными средствами визуальной пропаганды в Советском Союзе на протяжении всей его истории являлись политический плакат и карикатура. <...> И хотя в 60-е гг. прошлого столетия плакат как главное средство визуальной коммуникации уступил место телевидению, он не утратил своего пропагандистского значения, о чем свидетельствовали выставки с участием советских и зарубежных художников1, книги и статьи о значении плаката и карикатуры, написанные самими художниками2, многочисленные брошюры в помощь агитатору. <...> Газетные статьи на политические темы часто сопровождались острыми карикатурами. <...> 110 Плакат и карикатура, передавая информацию в наглядной художественной форме, давали однозначную оценку событию. <...> Мы остановимся на некоторых символических образах, использовавшихся в плакатах и карикатурах периода “холодной войны”, и рассмотрим, как эти символы, приобретя новый смысл, стали концентрированным выражением целого комплекса представлений о “холодной войне”. <...> Сложная символика не отвечает его главному требованию — доступность и понятность образов. <...> В качестве примера можно привести знаменитую карикатуру Б. Пророкова <...> Сила и яркость сатирического образа явно выделяют эту карикатуру среди подобных произведений. <...> в своей книге “Основы понимания карикатуры” защищал традиционные сатирические образы-метафоры, в которых видел своего рода сатирическую терминологию, а не трафарет, среди которых британский <...>