№ 3 К.С. Романов ПРИРОДА И НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИФ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ И КАНАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ (Николай Рерих, Константин Васильев, Эмили Карр, Лоурен Харрис) Российские и канадские художники обращаются к проблеме взаимосвязи между национальным мифом и территорией, природой и ландшафтом. <...> Часто в этой связи используются понятия “северность” и “восточность”. <...> Основы народного самосознания они часто видят и в фольклорном прошлом, неразрывно связанном с темой природы. <...> Такое творческое видение природы и мифологии может дать ключ к основам национальной идентичности. <...> In this regard the concepts of “northerness” and “easterness” may be applied. <...> Характерной особенностью художников, творчество которых рассматривается в исследовании, является их особая роль в формировании национального самосознания россиян и канадцев. <...> : “Васильев — безвременно погибший молодой художник, душа которого тосковала по древним корням и истокам славянства”1. <...> в свою очередь считается в Канаде прежде всего именно национальным художником, вместе с другими участниками “Группы семи” провозгласившим своей задачей не только выражение канадского своеобразия, но и вообще создание национальной школы живописи. <...> Карр, художницы с западного побережья Канады, во многом были близки “Группе семи”. <...> Известно, что она постоянно поддерживала с ними Романов Константин Сергеевич — канд. культурологии, преподаватель кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел. <...> 83 творческий диалог, часто принимала участие в их выставках. <...> При этом в центре ее внимания преимущественно были и природа, и аборигенный аспект канадской культуры. <...> Испытывая удивительно почтительное отношение к природе, он сформулировал концепцию “несравненно самобытной былой природы”, русского исторического прошлого. <...> Особенно остро он ставил вопрос о “прямой противоположности” природы и города. <...> Однако в художественной <...>