Руцинская ПУТЕВОДИТЕЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНСТРУИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ (вторая половина XIX — начало XX в.) <...> Статья посвящена изучению туристских достопримечательностей как феномена массовой культуры. <...> Достопримечательность — это памятник истории и культуры, над которым был совершен ряд операций: упрощение, а порой и искажение смыслов и значений; переведение из сферы незаинтересованного эстетического восприятия в сферу престижного потребления; тиражирование визуального облика. <...> Одним из основных инструментов подобной трансформации выступает путеводитель. <...> На материале российских региональных путеводителей второй половины XIX — начала XX в. исследуются основные способы и приемы, позволяющие массовой культуре “присваивать” и перекодировать памятники истории и произведения искусства. <...> Ни в одном из отечественных словарей, освещающих историю слов, оно не упоминается, между тем в рамках нашей темы важно проследить, как происходила трансформация его первоначальных значений, “врастание” слова в современность. <...> В “Толковом словаре русского языка” Д.Н. Ушакова и позже, в словаре С.И. Ожегова, “достопримечательность” определялась как “место или принадлежащий какому-нибудь месту предмет, заслуживающий особого внимания”2. <...> В свободной интернет-энциклопедии, Википедии, слово “достопримечательность” определяется как “место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью”4. <...> Слово “достопримечательность” с тех пор использовалось для обозначения не просто самоценного предмета, а объекта массового потребления, своеобразного конструкта, товара, созданного массовой культурой для удовлетворения запросов нового типа потребителя — туриста. <...> Появившиеся в этот период путеводители стали текстами, в которых данное слово обрело конкретный смысл, попало в определенный <...>