ФН – 7/2016 А.П. ЛИМАРЕНКО Деньги и денежное обращение являются частью общего социального процесса. <...> Поэтому история денег – это всегда не только экономическая, но и социальная история. <...> Денежные системы не существуют в каком-то идеальном, навсегда заданном социальном пространстве. <...> «Работа денег», их возможные качественные проявления, экономическая и социальная эффективность денежных систем напрямую зависят от расстановки классовых сил в конкретные исторические эпохи, от классовых интересов, тесно связана с властными отношениями и борьбой за господство над базовыми ресурсами общества. <...> Социальную историю денег можно представить как череду событий, состоящих из различных альянсов, конфликтов и компромиссов, открытых войн между властвующими и финансовыми элитами. <...> Деньги в своем основном социальном качестве являются капиталом и, соответственно, подчиняются объективной логике капитала. <...> Деньги в качестве капитала живут оборотом, процентом на капитал, и, как принято говорить – «деньги не спят». <...> Деньги не являются изобретением наподобие колеса, они не привнесены в социальную систему извне, а являются естественным следствием развития общественного разделения труда и обмена. <...> Логически можно представить «постэкономическое» общество, в котором отсутствует дефицит жизненно важных ресурсов, отсутствует потребность в измерении вклада участников в общее дело, что-то вроде коммунизма. <...> Все известные нам достаточно развитые общества основаны на денежных отношениях. <...> Проблемное поле социальной истории денег охватывает такие важные с точки зрения социологической теории вопросы, как влияние денег на трансформацию отношений собственности и социальную стратификацию, формирование классовых и внутриклассовых отношений, историческую эволюцию социальных систем, например «участие» денег и денежных интересов в важнейших исторических событиях. <...> Являются ли постоянно повторяющиеся в истории финансовые <...>