Философские науки – 7/2016 ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ Философская мысль. <...> Рецепция и интерпретация СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ И ФИЛОСОФИЯ ПОСТПОСТМОДЕРНИЗМА: НОВЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ М.А. <...> От модерна к постмодерну: формирование антропологии анти-психологизма Визитной карточкой классической европейской культуры можно считать ее центрированность на феномене субъекта. <...> Так, для классической философии западного образца именно оппозиция субъекта и объекта выступала той осью, вокруг которой выстраивалось все здание философских рассуждений. <...> Точно так же право и мораль опирались на четкие определения личности как субъекта свободного морального выбора, осуществляющего мотивированные поступки и несущего за них персональную ответственность. <...> Однако такая прозрачная концепция субъективности ушла в прошлое вместе с классической культурой, и именно трансформации в понимании субъекта обусловили формирование таких масштабных эволюционных форм европейской культуры, как модерн, постмодерн и пост-постмодерн. <...> Рациональность субъект-объектного типа критикуется именно за недостаточное 80 М.А. МОЖЕЙКО. <...> Современные социокультурные трансформации… внимание к феномену субъективности: в фокус критики попадает, прежде всего, то, что в рамках субъект-объектной рациональности человек либо теряет свои субъектные качества, выступая функционально в качестве объекта изучения, либо редуцирует их, выступая в качестве субъекта деятельности по познанию или преобразованию объекта. <...> ). Таким образом, неклассическая культура ХХ в. формулирует программу создания нового типа рациональности, призванной вернуть субъекту приоритетное место в системе культурных ценностей. <...> Турена, если модернизм провозглашал идею ценности «Я», то постмодернизм – идею его расщепления2 . <...> В контексте постмодернистской философской парадигмы разрушение классической субъект-объектной оппозиции, определявшей предметность <...>