А, Вершинина, канд. социол. наук., доц. кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова* В.Г. Павлова, асп. кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова** ОБРАЗОВАНИЕ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В статье рассмотрено влияние процессов глобализации на развитие высшего образования в разных странах мира и особенно в России, а также на процессы интеграции национальных систем образования в единое мировое образовательное пространство. <...> Проанализированы проблемы многоуровневой системы высшего профессионального образования в современном российском обществе. <...> Выделены ориентиры образовательной политики, позволяющей индивидам адаптироваться к социально-экономическим переменам и активно участвовать в социальной жизни. <...> Ключевые слова: высшее образование, глобализация, единое образовательное пространство, система непрерывного образования, профессионализация, адаптация. <...> Образование также не могло не испытать на себе воздействия глобализации. <...> На примере нашей страны мы можем видеть, сколь велика на сегодняшний день та сила, которая действует в мировом масштабе. <...> В сфере образования можно отметить некоторые тенденции, общие для целого ряда стран: * Вершинина Ирина Альфредовна, e-mail: theory@socio.msu.ru ** Павлова В.Г., e-mail: theory@socio.msu.ru 172 1. <...> Например, исследователи Международной ассоциации консультантов по поиску руководителей высшего звена (AESC), опросив 141 HR-директора крупнейших компаний США, Западной и Восточной Европы и Азии, пришли к выводу, что в 2007 г. в мире значительно ухудшилась ситуация с поиском менеджеров высшего звена и это приведет к глобальному дефициту руководящих кадров в ближайшее десятилетие1. <...> Самые пессимистические прогнозы компании строят в отношении специалистов в области финансов, социологии (об этом говорят 39% респондентов), IT, PR и ритейла (36%) и производства (29%). <...> Президент AESC Питер Феликс причину <...>