№ 3 К.Ю. Михалева, соиск. кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова* КОНЦЕПЦИИ МОДЫ В КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (Г. СПЕНСЕР, Г. ЗИММЕЛЬ, Ж.-Г. <...> ТАРД) Статья посвящена анализу социологических концепций моды в трудах классиков социологии, таких, как Г. Спенсер, Г. Зиммель, Ж.-Г. <...> Тард, чьи фундаментальные исследования феномена моды создали концептуальный и теоретический базис для современного понимания модной системы. <...> Ключевые слова: мода, модное поведение, социальный институт, социальное взаимодействие, теория подражания, формы подражания, праздный класс, символический капитал. <...> Задачей данной статьи является анализ социологических концепций моды, выявление их историко-социологической специфики и демонстрации того факта, что все эти концепции моды являются фундаментальной частью общей социологической теории. <...> Именно это положение и позволяет, опираясь на историко-социологический анализ, выстроить теорию моды как самостоятельную сферу социологического анализа, роль и значение которой стремительно возрастает в современных обществах. <...> Одним из первых социологов, обратившихся к задаче концептуализации моды как социального явления, был Герберт Спенсер. <...> Концепция моды Герберта Спенсера (1820—1903) является частью его общей теории институтов, и соответственно на нее распространяются все интерпретационные подходы и схемы, которые он использует при анализе таких институтов, как семья, церковь и государство. <...> Мода, по Спенсеру, является частью института обычаев, и поэтому исследоваться она должна в рамках этого института и общей теории институтов. <...> Закон, религия и обычаи состоят в связи между собой, и их “взаимные способы действий подходят под одно обобщение”, состоящее в том, что “власть религии, власть законов, и власть обычаев составляли вначале одну общую власть”2. <...> Мода проистекает из третьего рода власти — власти обычаев <...>