Ложкин, О.В. Ложкина Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России, Санкт-Петербург, Россия Эл. почта: olojkina@yandex.ru Статья получена редакцией 10.09.2010, принята к печати 16.08.2011 Рассмотрен вопрос о возможности совместить потребности автомобильного транспорта с сохранением устойчивости биосферы. <...> Мы считаем, что при разумном («ноосферном») отношении к биосфере и соблюдении принципов устойчивого развития человеческого общества прогноз может быть оптимистичным, и приводим примеры позитивных сценариев, приводящих к снижению негативного воздействия городского автотранспорта на атмосферный воздух Санкт-Петербурга в долгосрочной 30-летней перспективе при внедрении ряда природоохранных мероприятий. <...> Введение Правильное понимание остроты проблемы противоречий между потребностями автомобильного транспорта и устойчивостью биосферы в конечном счете сводится к ответу на вопрос: способен ли современный человек, с учетом интеллектуального потенциала мирового сообщества, к разумному («ноосферному» по определению В.И. Вернадского [1]) образу жизни? <...> В данной статье приведены аргументы в пользу положительного ответа на этот вопрос и рассмотрен конкретный пример практической реализации оптимистического сценария в Санкт-Петербурге. <...> На протяжении всей эволюции человечества вмешательство человека в биосферные процессы происходило параллельно с совершенствованием производительных сил общества, что к концу XX века привело на планете Земля к образованию мощной искусственной биолого-технической системы – техносферы, – частью которой является автотранспортная инфраструктура [1, 2]. <...> Иными словами, выживание человечества на современном этапе исторического развития стало, как никогда прежде, зависимым от осознания причин реальных опасностей, появившихся в результате бесконтрольной технической деятельности самого человека, а также безответственного его поведения <...>