№ 6 Ж.И. Черненко ЭММА ГОЛЬДМАН О РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И БОЛЬШЕВИЗМЕ Социально-политические взгляды Э. Гольдман <...> на феномен русской революции и дальнейшую роль большевизма в построении нового социального строя в России претерпели существенную эволюцию. <...> Работы Гольдман, посвященные ее пребыванию в России, ее личная переписка и исследования ее наследия анализируются с помощью биографического метода, что позволяет выявить характер событий и явлений, повлиявших на изменение отношения Гольдман к лидерам коммунистической партии; проследить пройденный ею путь от поддержки и принятия методов, используемых большевиками в классовой борьбе до резкой критики и осуждения их внутренней политики. <...> Гольдман, прежде не поддерживавшая теоретического марксизма, но положительно отзывавшаяся об усилиях большевиков по построению новой общественной формации, получила достаточно доказательств именно практической неспособности коммунистов к организации нового общества, основанного на принципах равенства и справедливости. <...> Основными причинами ее «разочарования» в Советской России стали: преследование большевиками анархистов, личное негативное отношение В.И. Ленина к «свободе слова», дисфункция большевистской бюрократии, сращенность чиновничества и ЧК, склонность власти к силовому подавлению народного недовольства, в частности в Кронштадте. <...> Известная американская анархистка, феминистка и издательница радикального журнала «Мать Земля» Эмма Гольдман (1869–1940) внесла существенный вклад в развитие и распространение анархистской мысли в США начала XX в. и на долгие годы стала символом бескомпромиссной борьбы, являясь, по словам Ипполита Хавела, пропагандистом, «не только проповедующим новую философию, но и живущим ею»1. <...> Непосредственно перед депортацией в Россию Гольдман и Беркман в своем «прощальном слове» обратились к своим сторонникам с призывом к «пробуждению» американской общественности, которой <...>