Кононова «ПОД СЕНЬЮ ЦЕРКВИ ПРАВОСЛАВНОЙ»: РЕЛИГИОЗНАЯ РИТОРИКА «ПОЛИЦЕЙСКОГО СОЦИАЛИЗМА» С.В. ЗУБАТОВА В проекте С.В. Зубатова 1901–1903 гг., вошедшем в историю под названием «полицейский социализм», активно использовалась религиозная риторика. <...> В ходе изучения предпосылок данного явления и причин, побудивших начальника Московского охранного отделения обратиться к использованию религиозной риторики, рассматривается его сотрудничество с Л.А. Тихомировым, который дал теоретическое обоснование «полицейского социализма», и с представителями Русской православной церкви. <...> Определенное влияние оказали легальный марксизм и христианский социализм, а также личное отношения Зубатова к религии. <...> В результате исследования установлена взаимосвязь между «полицейским социализмом», сотрудничеством полицейских органов со служителями культа и зарождением такого явления, как гапоновщина. <...> Данная практика привела к снижению доверия к церкви в рабочей среде и спровоцировала появление на исторической арене таких одиозных личностей, как Г.А. Гапон. <...> Ключевые слова: С.В. Зубатов, Л.А. Тихомиров, полицейский социализм, Русская православная церковь, религиозная риторика, рабочее движение. <...> Зубатов1 О «единстве царя и народа под сенью церкви православной» писали газетные хроники 20 февраля 1902 г., рассказывая об уникальном событии, которое имело место днем ранее, 19 февраля в Москве, на кремлевской площади2. <...> С разрешения властей московские рабочие провели грандиозную патриотическую манифестацию, приуроченную к дню отмены крепостного права. <...> 81 выступили не властные структуры, а Совет рабочих механического производства г. Москвы. <...> Но, оказавшись в 1886 г. в кабинете тогдашнего начальника Московского охранного отделения Н.С. Бердяева, Зубатов, не раздумывая, предложил ему свои услуги в качестве осведомителя. <...> Обладая набором личных качеств, необходимых для карьерного роста, Зубатов в 1896 г. становится начальником московской <...>