42 Интеллектуальная игра «КЛИО» В АЖНОЙ частью внеклассной работы в преподавании обществоведческих дисциплин может стать организация и проведение интеллектуальных турниров и исторических праздников. <...> Они позволяют активизировать познавательные и творческие способности учащихся, выявить талантливых, ориентированных на изучение истории детей, а учителю дает возможность проверить подготовленность ученика, его общий кругозор. <...> Предлагаемая интеллектуальная игра «КЛИО» посвящена вспомогательным историческим дисциплинам: палеографии, нумизматике, геральдике, метрологии, хронологии, ономастике, генеалогии, сфрагистике и др. <...> «Вспомогательные исторические дисциплины, подобно ручьям, в конечном итоге сливаются в полноводную реку – историю» (А.Р.Федонин) Как изменялись графика букв и материал для письма, как по ним определяется время создания документа и описанных в нем событий, какие монеты и ордена существовали в России, как измеряли наши предки расстояния, площади и объемы, какие были системы счета лет и как перевести их в привычные нам, как составить свою родословную? <...> Эти и многие другие знания не только необходимы историку, но и являются предметом увлечения многих учащихся. <...> Интеллектуальная игра «Клио» проводится в рамках проведения интеллектуального марафона, являясь заключительным этапом. <...> Для проведения игры требуется предварительная подготовка: по всем предметам, вынесенным на интеллектуальный марафон, готовятся задания исторического содержания, соответствующие теме игры «Клио». <...> Например, по математике учащиеся решают задачи из старинных рукописей и «Арифметики» Л.Ф. Магницкого; по русскому языку – работают со старославянскими текстами, объясняя значение слов, выполняя задания по старославянской и древнерусской лексике; по физике и астрономии – изучают различные системы летоисчисления; по географии – изучают историческую топонимику, историю названий географических <...>