58 Использование этнокультурного потенциала в образовательном процессе школы Этнокультурное образование: ценностные ориентиры и целевые установки ции, отмеченной ростом национального самосознания человека, особое значение имеет внедрение регионального национального компонента в образовательный процесс. <...> Близкое знакомство с этнокультурными ценностями "малой родины" усиливает общекультурный, педагогический и творческий потенциал национальной культуры. <...> В Среднее Поволжье является уникальным историко-этнографическим регионом, где на протяжении длительного исторического периода живут мордва, марийцы, чуваши, татары, русские и другие народы. <...> У каждого из них сформировался особенный национальный комплекс материальной и духовной культуры. <...> Все народы, населяющие земли Ульяновского Средневолжья, в той или иной мере сохранили свои культурные традиции, обряды и праздники. <...> Однако изучение народной культуры региона (например, мордовской) встречает значительным трудности из-за отсутствия как содержания (фольклорных текстов, описания народных праздников, произведений, их иллюстраций по древнему и современному национальному искусству и т.п.), так и методического обеспечения процесса усвоения этнокультурных традиций. <...> Как в прошлом, так и теперь мордва занимает значительное место среди национальностей Симбирско-Ульяновского Поволжья. <...> По данным первой всеобщей переписи населения Российской империи (1897 г.), мордва стояла на втором месте (12,0% в общей доле национальностей) по численности в Симбирской губернии. <...> Согласно проведенной в 2002 году Всероссийской переписи населения, численность морСОВРЕМЕННОЙ социокультурной ситуадовского населения сократилась, но тем не менее, его доля составила 3,4%, что соответствует четвертому месту в общей таблице по численности национальностей в крае. <...> Между тем в области отсутствуют комплексные программы по приобщению школьников к мордовской культуре. <...> Сегодня <...>