Развитие оперативного искусства по опыту последних войн Генерал-майор Н. ТАЛЕНСКИЙ <...> (Статья перепечатана в оригинальном варианте из журнала «Военная Мысль» № 6–7 1945 г.) Операция в современном ее понимании, как организованная совокупность действий крупных соединений войск, объединенных общим замыслом и направленных на выполнение частной цели кампании или войны, — зародилась на рубеже XIX и XX вв. <...> Войны последней трети XIX в., в частности франко-прусская (1870–1871 гг.) и особенно русскояпонская (1904–1905 гг.), достаточно отчетливо выявили такие новые черты военного искусства, как возрастание боевого фронта, расчленение его на ряд очагов борьбы, тактически друг с другом не связанных, расчленение боевых усилий в глубину и т. п., которые не могли уложиться в рамках принятых понятий стратегии и тактики. <...> Жизнь требовала теоретической разработки этого нового явления, создания наряду с общей теорией войны (стратегией) и теорией боя (тактикой) теории ведения операции или оперативного искусства. <...> Более активная научная молодежь высказывала на страницах печати весьма ценные мысли, навеянные опытом войны, но она не обладала нужным авторитетом, чтобы внести радикальные изменения в теорию военного искусства. <...> Немецкая оперативная доктрина определялась стратегической идеей поочередного разгрома своих противников на сухопутных театрах посредством решительных ударов в ходе кратковременной войны. <...> «Начавшись весной, война до осеннего листопада должна быть окончена полной Эти новые явления, не соответствовавшие сложившимся представлениям, рассматривались как исключение, случайность, вызванные либо особенностями театра войны (англо-бурская, русско-японская и балканские войны 1912–1913 гг. действительно велись на своеобразных театрах войны), либо плохой подготовкой войск и ошибочными действиями полководцев1 . пишет, что «до 1914 г. история последних войн была недостаточно глубоко изучена». <...> победой над противником <...>