Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.
Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия 'Естественные науки'  / № 2 2016

Влияние автотранспорта на загрязнение почвенного покрова г. Архангельска тяжелыми металлами (90,00 руб.)

0   0
Первый авторВишневая Юлия Сергеевна
АвторыПопова Людмила Фёдоровна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц10
ID450560
АннотацияРассматривается проблема загрязнения почвенного покрова г. Архангельска тяжелыми металлами (Pb, Zn, Cu, Mn, V, Co, Ni) на фоне увеличения автотранспортной нагрузки и спада промышленного производства. Проведен ряд полевых и лабораторных исследований, определены автотранспортная нагрузка, агрохимические свойства почв (гранулометрический состав, содержание органического вещества, рН) и валовое содержание в них тяжелых металлов (ТМ). Рассчитаны коэффициент концентрации (Kс) и суммарный коэффициент техногенного загрязнения (Zс), позволяющие сделать оценку биогеохимических изменений, произошедших при антропогенном воздействии. На основе шкал экологического нормирования произведена оценка загрязнения почвенного покрова г. Архангельска тяжелыми металлами. Установлено наличие полиметаллического загрязнения такими поллютантами, как Pb, Cu, Zn и Ni. Ряд накопления ТМ в исследованных почвах выглядит следующим образом: Co < Mn < V < Ni < Zn < Cu < Pb. Исследуемые пробы почвенного покрова являются песчаными и характеризуются слабощелочной (реже нейтральной) реакцией среды (рН = 6,44–7,67), содержание органического вещества колеблется от 2 до 8 %. Рассмотрено влияние интенсивности автотранспортной нагрузки и агрохимических свойств почв на содержание в них ТМ. Корреляционный анализ показал, что на накопление ТМ в почвенном покрове г. Архангельска оказывают влияние множественные параметры: уровень загрязнения почвенного покрова тяжелыми металлами обусловлен не только агрохимическими свойствами почв, но и спецификой техногенного воздействия, которое заключается в интенсивном использовании автотранспорта, особенно в последние годы.
Вишневая, Ю.С. Влияние автотранспорта на загрязнение почвенного покрова г. Архангельска тяжелыми металлами / Ю.С. Вишневая, Л.Ф. Попова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия 'Естественные науки' .— 2016 .— № 2 .— С. 32-41 .— doi: 10.17238/issn2227-6572.2016.2.32 .— URL: https://rucont.ru/efd/450560 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Рассматривается проблема загрязнения почвенного покрова г. Архангельска тяжелыми металлами (Pb, Zn, Cu, Mn, V, Co, Ni) на фоне увеличения автотранспортной нагрузки и спада промышленного производства. <...> Проведен ряд полевых и лабораторных исследований, определены автотранспортная нагрузка, агрохимические свойства почв (гранулометрический состав, содержание органического вещества, рН) и валовое содержание в них тяжелых металлов (ТМ). <...> Рассчитаны коэффициент концентрации (Kс) и суммарный коэффициент техногенного загрязнения (Zс), позволяющие сделать оценку биогеохимических изменений, произошедших при антропогенном воздействии. <...> На основе шкал экологического нормирования произведена оценка загрязнения почвенного покрова г. Архангельска тяжелыми металлами. <...> Установлено наличие полиметаллического загрязнения такими поллютантами, как Pb, Cu, Zn и Ni. <...> Ряд накопления ТМ в исследованных почвах выглядит следующим образом: Co < Mn < V < Ni < Zn < Cu < Pb. <...> Исследуемые пробы почвенного покрова являются песчаными и характеризуются слабощелочной (реже нейтральной) реакцией среды (рН = 6,44–7,67), содержание органического вещества колеблется от 2 до 8 %. <...> Рассмотрено влияние интенсивности автотранспортной нагрузки и агрохимических свойств почв на содержание в них ТМ. <...> Корреляционный анализ показал, что на накопление ТМ в почвенном покрове г. Архангельска оказывают влияние множественные параметры: уровень загрязнения почвенного покрова тяжелыми металлами обусловлен не только агрохимическими свойствами почв, но и спецификой техногенного воздействия, которое заключается в интенсивном использовании автотранспорта, особенно в последние годы. <...>