Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» С. Н. Блинков, С. П. Левушкин СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ Монография Кинель 2016 ББК 75:74.2 Б69 Рецензенты: д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой физического воспитания Северо-Восточного федерального университета И. А. Черкашин; д-р мед. наук, проф. кафедры спортивной медицины ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма» С. А. Полиевский Блинков, С. <...> Б69 Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы в условиях сельской школы на основе учета индивидуальнотипологических особенностей учащихся : монография / С. Н. Блинков, С. П. Левушкин. <...> ISBN 978-5-88575-427-9 Монография посвящена актуальной проблеме модернизации физкультурнооздоровительной работы в условиях сельской школы на основе учета индивидуальнотипологических особенностей учащихся. <...> В ходе исследования разработана и реализована технология системы физкультурнооздоровительной работы в сельской школе на основе учета типов телосложения, структуры моторики и сенситивных периодов в развитии двигательных качеств и влияние этой системы на физиометрические показатели физического развития, двигательную подготовленность, физическую работоспособность, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и заболеваемость учащихся. <...> В основе данной системы лежит многолетний опыт практической исследовательской и экспериментальной работы в условиях муниципального общеобразовательного учреждения «Октябрьская средняя общеобразовательная школа». <...> Монография адресована учителям физической культуры, врачам-педиатрам, детским тренерам, руководителям общеобразовательных <...>
Совершенствование_физкультурно-оздоровительной_работы__в_условиях_сельской_школы_на_основе_учета_индивидуально-типологических_особенностей_учащихся__монография_.pdf
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Самарская государственная сельскохозяйственная академия»
С. Н. Блинков, С. П. Левушкин
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ УЧЕТА
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Монография
Кинель 2016
Стр.1
ББК 75:74.2
Б69
Рецензенты:
д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой физического воспитания
Северо-Восточного федерального университета
И. А. Черкашин;
д-р мед. наук, проф. кафедры спортивной медицины ФГБОУ ВО
«Российский государственный университет физической культуры,
спорта, молодёжи и туризма»
С. А. Полиевский
Блинков, С. Н.
Б69 Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы
в условиях сельской школы на основе учета индивидуальнотипологических
особенностей учащихся : монография /
С. Н. Блинков, С. П. Левушкин. – Кинель : РИЦ СГСХА,
2016. – 390 с.
ISBN 978-5-88575-427-9
Монография посвящена актуальной проблеме модернизации физкультурнооздоровительной
работы в условиях сельской школы на основе учета индивидуальнотипологических
особенностей учащихся. В работе представлены результаты широкомасштабных
исследований морфофункционального развития и физической подготовленности
сельских школьников Ульяновской области. Кроме того, в монографии показаны результаты
многолетних лонгитудинальных обследований различных компонентов физического
состояния учащихся 7-17 лет МОУ Октябрьской средней общеобразовательной школы.
В ходе исследования разработана и реализована технология системы физкультурнооздоровительной
работы в сельской школе на основе учета типов телосложения, структуры
моторики и сенситивных периодов в развитии двигательных качеств и влияние этой системы
на физиометрические показатели физического развития, двигательную подготовленность,
физическую работоспособность, функциональное состояние сердечно-сосудистой
системы и заболеваемость учащихся. Вместе с тем, в работе представлена организация и
содержание системы физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе в различных
формах физического воспитания с учащимися. В основе данной системы лежит многолетний
опыт практической исследовательской и экспериментальной работы в условиях муниципального
общеобразовательного учреждения «Октябрьская средняя общеобразовательная
школа». Работа содержит описание компьютерных программ, позволяющих оценивать
различные компоненты физического состояния и давать рекомендации по их коррекции.
Монография адресована учителям физической культуры, врачам-педиатрам, детским
тренерам, руководителям общеобразовательных учреждений, работникам управления образованием,
студентам педагогических образовательных учреждений, а также научным работникам,
изучающим вопросы организации и содержания физического воспитания в общеобразовательной
школе и занимающимся изучением вопросов адаптации организма
школьников к физическим нагрузкам и проблемы возрастной физиологии.
© Блинков С. Н., Левушкин С. П., 2016
© ФГБОУ ВО Самарская ГСХА, 2016
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…………………………………………………. 7
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 8
1. ПРОБЛЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ……………………………………………………..
1.1. Состояние здоровья и физическая подготовленность сельских
школьников в Российской Федерации……………………………………..
оздоровительной работы в сельской школе……………………………….
1.3.1. Организация, содержание и особенности различных форм
13
13
1.2. Проблемы физкультурно-оздоровительной работы с детьми
школьного возраста в общеобразовательных учреждениях………………. 21
1.3. Особенности организации и содержания физкультурно32
физкультурно-оздоровительной
работы в сельской школе……………… 34
1.3.2. Особенности организации урочной работы по физической
культуре в сельской школе…………………………………………………. 37
1.3.3. Особенности организации внеклассной и внешкольной
работы в сельской школе…………………………………………………… 39
1.4. Особенности физкультурно-оздоровительной работы
с учащимися малочисленной сельской школы……………………………. 42
1.5. Особенности организации занятий физической культурой
в специальной медицинской группе……………………………………….. 51
1.6. Тенденции и пути совершенствования физкультурнооздоровительной
работы с учащимися сельской школы…………………. 56
1.7. Индивидуально-типологический подход в физическом воспитании.. 71
1.7.1. Индивидуальный подход и проблема типологизации
в физическом воспитании…………………………………………………… 71
1.7.2. Методики развития двигательных качеств школьников………….. 75
1.7.3. Проблема учета сенситивных периодов при развитии физических
качеств учащихся общеобразовательных школ…………………………… 75
1.8. Система физкультурно-оздоровительной работы
с учащимися сельской школы………………………………………………. 77
1.9. Анализ организационно-методических условий реализации
оздоровительной направленности физического воспитания
в общеобразовательных учреждениях……………………………………… 81
2. МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕЛЬСКИХ
ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………… 89
2.1. Характеристика понятия «мониторинг» и научные основы
педагогического мониторинга………………………………………………. 89
2.2. Концепция системного мониторинга здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений……………………………… 95
3
Стр.3