Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.

Практикум по объектно-ориентированному программированию (320,00 руб.)

0   0
Первый авторБабушкина И. А.
АвторыОкулов С. М.
ИздательствоМ.: Лаборатория знаний
Страниц369
ID443388
АннотацияПрактикум содержит материал для проведения занятий по объектно-ориентированному программированию в среде Delphi. Изложены основы теории объектно-ориентированного программирования, на базе которой изучаются возможности Delphi и отрабатываются технологии разработки различных приложений. Разобрано около 50 упражнений, приведено более 140 заданий для самостоятельной работы и 60 вопросов для контроля.
Кому рекомендованоДля учителей информатики, преподавателей высших учебных заведений, старшеклассников школ с углубленным изучением информатики, студентов, обучение которых связано с Computer Science.
ISBN978-5-00101-780-6
УДК004.4(076.5)
ББК22.18я7
Бабушкина, И.А. Практикум по объектно-ориентированному программированию / С.М. Окулов; И.А. Бабушкина .— 5-е изд. (эл.) .— Москва : Лаборатория знаний, 2020 .— 369 с. : ил. — Деривативное эл. изд. на основе печ. аналога (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009); Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 369 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI; экран 10" .— ISBN 978-5-00101-780-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/443388 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Для визуальных компонент, (внесенных на панель компонент), информация об элементах, размещенных в этой секции, становится доступной через инспектор объектов. <...> Это внутренние данные класса, чтобы обеспечить их целостность, опишем их в разделе private. <...> Объектно-ориентированное программирование Полная структура класса TPoint имеет вид: 17 Поэтому класс TPoint опишем следующим образом: TPoint = class (TPosition) Private Fvisible: Boolean; Fcolor: Word; Public Constructor Create(InitX, InitY: Integer); Destructor Destroy; Function IsVisible: Boolean; Procedure Show; Procedure Hide; Procedure Move(NewX, NewY: Integer); end; TPosition, указанный в скобках после зарезервированного слова сlass, сообщает компилятору, что TPoint является «потомком» класса TPosition и соответственно наследует все поля и методы этого класса (в частности, поля Fx и Fy, методы GetX и GetY). <...> Всвязи с этим можно определить новый класс как потомок класса TPoint: TCircle = class (TPoint) Private Fr: Integer; Public Constructor Create(InitX, InitY, InitR: Integer); Destructor Destroy; Function GetR: Integer; Procedure Show; Procedure Hide; Procedure Move(NewX, NewY: Integer); End; {радиус} {возвращает значение радиуса} {спрятать} {отобразить} {переместить} 20 Глава 1 Классы TPoint и TCircle связаны отношением наследования и содержат методы Hide (спрятать), Show (отобразить) и Move (переместить). <...> Суть метода переместить остается прежней: Скрыть; Задать новое расположение геометрической фигуры; Отобразить; Методы скрыть и отобразить для каждой геометрической фигуры будут определять по-своему, поэтому необходимо объявить их виртуальными и абстрактными: Type TPosition = class private Fx, Fy : integer; public constructor Create (InitX, InitY: Integer); function GetX: integer; function GetY: integer; destructor Destroy; end; Объектно-ориентированное программирование TGeometricalFigure = class (TPosition) private Fcolor: word; public constructor Create(InitX, InitY: integer; InitColor: word); destructor Destroy; function GetColor: word; procedure SetColor(NewColor: word); procedure Show; virtual; abstract; procedure Hide; virtual; abstract; Procedure Move(NewX, NewY: integer); end; Параллелизм <...>
Практикум_по_объектно-ориентированному_программированию.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.363
Стр.364
Стр.365
Стр.366
Стр.367
Практикум_по_объектно-ориентированному_программированию.pdf
И. БАБУШКИНА, С. ОКУЛОВ ПРАКТИКУМ ПРОГРАММИРОВАНИЮ ПО ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ 5-е издание, электронное Лаборатория знаний 2020 Москва
Стр.2
УДК 519.85(023) ББК 22.18 Б12 Бабушкина И. А. Б12 Практикум по объектно-ориентированному программированию / И. А. Бабушкина, С. М. Окулов.—5-е изд., электрон.—М. : Лаборатория знаний, 2020.—369 с.— Систем. требования: Adobe Reader XI ; экран 10".— Загл. с титул. экрана.—Текст : электронный. ISBN 978-5-00101-780-6 Практикум содержит материал для проведения занятий по объектно-ориентированному программированию в среде Delphi. Изложены основы теории объектно-ориентированного программирования, на базе которой изучаются возможности Delphi и отрабатываются технологии разработки различных приложений. Разобрано около 50 упражнений, приведено более 140 заданий для самостоятельной работы и 60 вопросов для контроля. Для учителей информатики, преподавателей высших учебных заведений, старшеклассников школ с углубленным изучением информатики, студентов, обучение которых связано с Computer Science. УДК 519.85(023) ББК 22.18 Деривативное издание на основе печатного аналога: Практикум по объектно-ориентированному программированию / И. А. Бабушкина, С. М. Окулов.—2-е изд.—М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.—366 с. : ил. ISBN 9.78-5-9963-0219-2 В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации ISBN 978-5-00101-780-6 ○c Лаборатория знаний, 2015
Стр.3
Оглавление Введение ......................................... 3 1. Объектно-ориентированное программирование...... 6 1.1. Из истории развития языков программирования ....... 6 1.2. Объектная декомпозиция ......................... 7 1.3. Основные элементы ООП......................... 11 1.4. Композиция и наполнение ....................... 24 Задания для самостоятельного выполнения ........ 26 Вопросы для повторения ................................... 26 2. Введение в среду программирования Delphi. ....... 27 2.1. Историческая справка. . ......................... 27 2.2. Основные элементы среды программирования Delphi . . . 28 2.3. Создание приложения. . ......................... 29 2.3.1. Сохранение приложения ..................... 30 2.3.2. Запуск приложения......................... 30 2.3.3. Изменение свойств ......................... 31 2.3.4. Обработка событий ......................... 32 2.3.4.1. События мыши......................... 33 Задание для самостоятельного выполнения ........ 41 2.3.4.2. События клавиатуры .................... 41 Задания для самостоятельного выполнения ........ 45 2.3.4.3. Системные события. Отладка приложения: точки прерывания . . ......................... 45 Задания для самостоятельного выполнения ........ 50 Вопросы для повторения ................................... 50 3. Файлы, составляющие приложения Delphi . ....... 51 3.1. Файл проекта (.DPR). . . ......................... 51 Задания для самостоятельного выполнения ........ 53 3.2. Файл модуля (.PAS) . . . ......................... 53 Задания для самостоятельного выполнения ........ 56 3.3. Файл формы (.DFM) . . . ......................... 56 3.4. Дополнительные файлы приложения Delphi. ......... 57 Вопросы для повторения ................................... 59
Стр.363
Оглавление 363 4. Введение в визуальное проектирование ........... 60 4.1. Визуальное проектирование ...................... 60 4.2. Компоненты Label, Edit, Button ................... 62 Задания для самостоятельного выполнения ........ 64 Задания для самостоятельного выполнения ........ 74 Вопросы для повторения ................................... 76 5. Cписки строк. Обработка исключительных ситуаций ....................................... 77 5.1. Класс TStrings ................................ 77 Задания для самостоятельного выполнения ........ 86 5.2. Исключительные ситуации....................... 86 Задания для самостоятельного выполнения ........ 91 5.3. Класс TList ................................... 95 Задание для самостоятельного выполнения ........ 99 5.4. Классы TStringList и TIniFile. Динамическое помещение компонент на форму ............................... 100 Задания для самостоятельного выполнения ....... 112 Вопросы для повторения.................................. 113 6. Сетки строк . . . . . ............................. 114 6.1. Класс TDrawGrid.............................. 114 6.2. Класс TStringGrid ............................. 122 Задания для самостоятельного выполнения ....... 133 Вопросы для повторения.................................. 139 7. Интерфейс Drag&Drop. . . ...................... 140 Задания для самостоятельного выполнения ....... 148 Вопросы для повторения. . ................................ 150 8. Невизуальные компоненты Delphi. .............. 151 8.1. Диалоговые компоненты........................ 151 8.1.1. Основные правила использования диалоговых панелей..................................... 152 8.1.2. Компоненты OpenDialog и SaveDialog .......... 153 8.1.3. Компонент FontDialog ...................... 155 8.1.4. Компоненты PrintDialog и PrinterSetupDialog.... 157 8.1.5. Компонент ColorDialog ..................... 157
Стр.364
364 Оглавление 8.1.6. Компоненты FindDialog и ReplaceDialog . . ...... 158 8.1.7. Компонент OpenPictureDialog ................ 159 8.1.8. Компонент SavePictureDialog ................ 160 8.2. Компоненты-меню............................. 160 Задание для самостоятельного выполнения........ 166 8.2.1. Форматирование абзаца..................... 166 Задания для самостоятельного выполнения ....... 167 8.2.2. Форматирование текста ..................... 168 Задания для самостоятельного выполнения ....... 169 8.2.3. Элементы меню Правка ..................... 169 Задания для самостоятельного выполнения ....... 171 Вопросы для повторения.................................. 172 9. Разработка компонентов в среде Delphi . . ........ 173 9.1. Выбор класса-предка. . . ........................ 174 9.1.1. Класс TControl............................ 175 Задание для самостоятельного выполнения........ 176 9.1.2. Класс TGraphicControl...................... 176 9.1.3. Класс TWinControl ........................ 177 9.1.4. Класс TCustomControl ...................... 177 9.2. Создание модуля компонента и тестового приложения..................................... 177 9.3. Добавление свойств, методов и событий ............ 180 9.3.1. Простые свойства. . ........................ 183 9.3.2. Свойства перечислимого типа ................ 184 9.3.3. Свойства типа множества ................... 185 9.3.4. Свойство-объект . . ........................ 186 9.3.5. Свойство-массив . . ........................ 188 9.3.6. Массив свойств . . . ........................ 190 9.3.7. Перекрытие и переопределение свойств. ........ 191 9.3.8. Создание событий . ........................ 192 9.3.9. Создание методов. . ........................ 194 9.4. Регистрация компонента в среде Delphi ............ 197 Задания для самостоятельного выполнения ....... 207 Задания для самостоятельного выполнения ....... 218 Вопросы для повторения.................................. 219
Стр.365
Оглавление 365 10. Создание многопоточных приложений .......... 220 10.1. Многозадачность и многопоточность .............. 220 10.2. Функция CreateThread ........................ 222 Задания для самостоятельного выполнения ....... 231 10.3. Класс TThread . .............................. 232 Задания для самостоятельного выполнения ....... 244 Вопросы для повторения.................................. 245 11. Базы данных в Delphi . . . ..................... 246 11.1. Принципы построения баз данных ............... 246 11.2. Компоненты, используемые для связи с базами данных......................................... 248 11.2.1. Компонент Table ......................... 250 11.2.2. Компонент DataSource и компоненты отображения данных .......................... 251 Задания для самостоятельного выполнения ....... 260 11.3. Создание баз данных с помощью Database desktop . . . 260 Задания для самостоятельного выполнения ....... 269 11.4. Основы языка SQL............................ 269 11.4.1. Оператор выбора ......................... 269 11.4.2. Объединение таблиц ...................... 271 11.4.3. Операции с записями...................... 271 11.4.4. Операции над таблицей .................... 271 11.4.5. Изменение структуры таблицы .............. 273 11.4.6. Удаление таблиц ......................... 273 11.5. Компонент Query............................. 273 Задание для самостоятельного выполнения........ 277 Задания для самостоятельного выполнения ....... 284 Вопросы для повторения.................................. 287 12. Программирование сокетов . . ................. 288 12.1. Компонент ClientSocket........................ 290 Задания для самостоятельного выполнения ....... 297 12.2. Компонент TServerSocket ...................... 297 Задания для самостоятельного выполнения ....... 300 12.3. Посылка/прием сложных данных. ............... 300 Задания для самостоятельного выполнения ....... 312
Стр.366
366 Оглавление 12.4. Посылка файлов через сокет .................... 313 Задания для самостоятельного выполнения ....... 314 Вопросы для повторения.................................. 319 Приложение 1 ................................... 320 Приложение 2 ................................... 325 Приложение 3 «Поиск файлов» ...................... 340 Приложение 4 «Chat» для локальной сети.............. 349 Литература ..................................... 358 Предметный указатель............................. 359
Стр.367