Приспособление мыслей к фактам и друг к другу . <...> Этот процесс был продолжен в ХХ веке созданием многомерных геометрических моделей физических взаимодействий типа теории Калуцы—Клейна, где геометризуются также электромагнитное и другие поля переносчиков взаимодействий. <...> В ней была объединена категория пространства-времени лишь с гравитационным полем, тогда как электромагнитное и другие поля оставались негеометризованными. <...> Мах и концепция дальнодействия Идеи Маха наиболее тесно связаны с третьей из названных выше дуалистических парадигм — реляционной, представленной в физике в виде теории прямого межчастичного взаимодействия. <...> Следует напомнить, что в середине XIX века эта школа была ведущей в мировых исследованиях, причем доминирующей в ней была концепция дальнодействия, которой придерживались такие ведущие ее представители, как В. <...> В середине XIX века в ведущей немецкой физической школе начало формироваться так называемое реляционное миропонимание — метафизическая парадигма, которая опиралась на категории пространства (-времени) и материальных тел (частиц), тогда как третья категория — полей переносчиков взаимодействий — не входила в число первичных понятий и трактовалась лишь как вспомогательная. <...> Однако во второй половине XIX века после открытия уравнений Максвелла на первое место выдвинулась английская физическая школа, опирающаяся на теорию поля, т. е. на триалистическую метафизическую парадигму, где самостоятельный характер имеет категория полей переносчиков взаимодействий, описываемых дифференциальными уравнениями. <...> В физике это перечисленные выше категории пространства-времени, частиц (материи) и полей переносчиков взаимодействий. <...> При этом обнаруживается соответствие категорий двух сфер: физическая категория частиц может быть сопоставлена с материальным началом, категория пространства-времени — с идеальным, а поля переносчиков взаимодействий — с духовным. <...> Цель <...>
Познание_и заблуждение._Очерки_по_психологии_исследования.pdf
Э.Мах
и заблуждение
Познание
Очерки по психологии
исследования
4-е издание, электронное
Лаборатория знаний
2021
Москва
Стр.2
УДК 530.1
ББК 22.3
М36
Мах Э.
М36 Познание и заблуждение. Очерки по психологии
исследования / Э. Мах ; пер. с нем.—4-е изд., электрон.—М.
: Лаборатория знаний, 2021.—459 с. —Систем.
требования: Adobe Reader XI ; экран 10".—Загл. с титул.
экрана.—Текст : электронный.
ISBN 978-5-00101-058-6
Вниманию читателя предлагается фундаментальное, наиболее
зрелое произведение великого физика, естествоиспытателя и философа
Эрнста Маха. Высказанные им идеи об основных чертах
и принципах научного творчества, о сути понятий, используемых
в науке, не утратили актуальности по сей день.
Для студентов и преподавателей вузов, а также для всех
интересующихся историей и методологией науки.
УДК 530.1
ББК 22.3
Деривативное издание на основе печатного аналога: Познание
и заблуждение. Очерки по психологии исследования / Э. Мах ;
пер. с нем.—М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.—456 с. :
ил.—ISBN 978-5-94774-078-3.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении
ограничений, установленных техническими средствами защиты
авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя
возмещения убытков или выплаты компенсации
ISBN 978-5-00101-058-6
© Лаборатория знаний, 2015
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие редактора................................. 6
Предисловие ....................................... 30
Предисловие ко второму изданию ......................... 34
Глава 1. Философское и естественнонаучное мышление.... 35
Глава 2. Психофизиологический очерк................. 52
Глава 3. Память. Воспроизведениеи ассоциация.......... 62
Глава 4. Вефлекс, инстинкт, воля Я ................... 79
Глава 5. Вазвитие индивидуальности в естественной
и культурной среде ......................... 96
Глава 6. Нарастание представлений .................. 111
Глава 7. Познание и заблуждение .................... 128
Глава 8. Понятие ................................ 143
Глава 9. Ощущение, воззрение, фантазия .............. 158
Глава 10. Приспособление мыслей к фактам
и друг к другу ........................... 175
Глава 11. Умственный эксперимент .................. 192
Глава 12. Физический эксперимент
и его основные мотивы .................... 208
Глава 13. Сходство и аналогия, как руководящий
мотив исследования....................... 225
Глава 14. Гипотеза ............................... 236
Глава 15. Проблема............................... 253
Глава 16. Предпосылки исследования ................. 273
Глава 17. Примеры методов исследования ............. 283
Глава 18. Дедукция и индукция в психологическом
освещении.............................. 298
Глава 19. Число и мера............................ 312
3
Стр.4
Глава 20. Пространство физиологическое и метрическое. . . 326
Глава 21. К психологии и естественному развитию
геометрии .............................. 340
Глава 22. Пространство и геометрия с точки зрения
естествознания .......................... 372
Глава 23. Физиологическое и метрическое время ........ 402
Глава 24. Время и пространство с физической точки
зрения ................................. 412
Глава 25. Смысл и ценность законов природы .......... 425
Приложение. Время и пространство ...................... 438
Предметный указатель................................ 448
Именной указатель .................................. 453
4
Стр.5