Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.

Интеллектуальные системы (460,00 руб.)

0   0
Первый авторЯсницкий Л. Н.
ИздательствоМ.: Лаборатория знаний
Страниц224
ID443261
АннотацияВ учебнике приведена история становления научной области «искусственный интеллект». Освещены основные направления ее развития и сферы применения, выполнено сопоставление трех основных стратегических подходов к созданию интеллектуальных систем: технологии экспертных систем, технологии нейронных сетей и технологии эволюционного моделирования. Изложены теоретические основы и даны примеры разработки интеллектуальных систем, а также примеры их применения для интеллектуального анализа данных в промышленности, экономике, бизнесе, психологии, социологии и других областях. Книга является исчерпывающим руководством по освоению технологий создания интеллектуальных нейросетевых систем и их применению для решения широкого круга проблем, встречающихся во многих областях деятельности современного человека.
Кем рекомендованоУМО по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению ВПО 010300 «Фундаментальная информатика и информационные технологии»
Кому рекомендованоДля студентов высших учебных заведений технического профиля.
ISBN978-5-00101-897-1
УДК004.8
ББК32.813я73
Ясницкий, Л.Н. Интеллектуальные системы : учебник / Л.Н. Ясницкий .— 2-е изд. (эл.) .— Москва : Лаборатория знаний, 2020 .— 224 с. : ил. — (Учебник для высшей школы) .— Дериватив. эл. изд. на основе печ. аналога (М.: Лаборатория знаний, 2016); Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 224 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI; экран 10" .— ISBN 978-5-00101-897-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/443261 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ясницкий ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ Электронное издание Рекомендовано УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению ВПО 010300 «Фундаментальная информатика и информационные технологии» Москва Лаборатория знаний 2016 УДК 004.8 ББК 32.813я73 Я82 С е р и я о с н о в а н а в 2009 г. Р е ц е н з е н т ы: зав. кафедрой информационных технологий Пермского государственного национального исследовательского университета, д-р физ.-мат. наук, проф. <...> ISBN 978-5-00101-417-1 В учебнике приведена история становления научной области «искусственный интеллект». <...> Сигмоидная активационная функция и обобщенное дельтаправило . <...> Многослойный персептрон и алгоритм его обучения . <...> Алгоритм интеллектуального анализа данных методом нейросетевого математического моделирования. <...> Нейросетевые технологии и методы регрессионного анализа 194 9.4. <...> Нейросетевые технологии и метод математического моделирования . <...> . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220 ПРЕДИСЛОВИЕ В последнее время руководители системы высшего профессионального образования уделяют внимание изучению методов создания интеллектуальных систем, включая в учебные программы вузов дисциплины под названиями: • «Интеллектуальные информационные системы»; • «Системы искусственного интеллекта»; • «Нейронные сети»; • «Интеллектуальные системы»; • «Интеллектуальные системы и технологии»; • «Интеллектуальные технологии»; • «Основы искусственного интеллекта»; • «Прикладные методы искусственного интеллекта»; • «Интеллектуальный анализ данных». <...> В ходе разработки и исследований нейросетевой системы диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы методами искусственного интеллекта выявлены новые медицинские знания, в результате чего, после обсуждений с авторитетными врачами-экспертами, сделан вывод3) о необходимости корректировки существующей практики профилактики и лечения <...>
Интеллектуальные_системы.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Интеллектуальные_системы.pdf
УДК 004.8 ББК 32.813я73 Я82 С е р и я о с н о в а н а в 2009 г. Р е ц е н з е н т ы: зав. кафедрой информационных технологий Пермского государственного национального исследовательского университета, д-р физ.-мат. наук, проф. Е. К. Хеннер; зав. кафедрой прикладной математики и информатики Пермского государственного национального исследовательского университета, д-р физ.-мат. наук, проф. С. В. Русаков; профессор кафедры математического моделирования систем и процессов Пермского национального исследовательского политехнического университета, д-р техн. наук, проф. В. Ю. Столбов. Ясницкий Л. Н. Я82 Интеллектуальные системы : учебник / Л. Н. Ясницкий. — 2-е изд., электрон. — М. : Лаборатория знаний, 2020. — 224 с. — (Учебник для высшей школы). — Систем. требования: Adobe Reader XI ; экран 10". — Загл. с титул. экрана. — Текст : электронный. ISBN 978-5-00101-897-1 В учебнике приведена история становления научной области «искусственный интеллект». Освещены основные направления ее развития и сферы применения; выполнено сопоставление трех основных стратегических подходов к созданию интеллектуальных систем: технологии экспертных систем, технологии нейронных сетей и технологии эволюционного моделирования. Изложены теоретические основы и даны примеры разработки интеллектуальных систем, а также примеры их применения для интеллектуального анализа данных в промышленности, экономике, бизнесе, психологии, социологии и других областях. Книга является исчерпывающим руководством по освоению технологий создания интеллектуальных нейросетевых систем и их применению для решения широкого круга проблем, встречающихся во многих областях деятельности современного человека. Для студентов высших учебных заведений технического профиля. УДК 004.8 ББК 32.813я73 Деривативное издание на основе печатного аналога: Интеллектуальные системы : учебник / Л. Н. Ясницкий. — М. : Лаборатория знаний, 2016. — 221 с. : ил. — (Учебник для высшей школы). — ISBN 978-5-906828-73-6. В оформлении обложки использован фрагмент иллюстрации Герда Альтмана с сайта pixabay.com В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации ISBN 978-5-00101-897-1 ○c Лаборатория знаний, 2016
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Благодарности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 9 Глава 1. Прошлое и настоящее искусственного интеллекта и интеллектуальных систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 1.1. Исторический очерк . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 1.2. Основные стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 1.3. Лидирующая научная отрасль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 1.4. Основные сферы применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 Контрольные вопросы и задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 Глава 2. Модели представления знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 2.1. Данные и знания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 2.2. Продукционная модель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 2.3. Фреймовая модель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 2.4. Сетевая модель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 2.5. Логическая модель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 2.6. Синаптическая модель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 Глава 3. Экспертные системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 3.1. Предметные области . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 3.2. Структура и режимы работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 3.3. Этапы и технология разработки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 3.4. Программный инструментарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 3.5. Инженерия знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 Контрольные вопросы и задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 Глава 4. Понятие о классической нейронной сети . . . . . . . . . . . . . . . 42 4.1. Мозг и компьютер. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 4.2. Математический нейрон Мак-Каллока—Питтса . . . . . . . . . . . . 44 Контрольные вопросы и задания к § 4.2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 4.3. Персептрон Розенблатта и его обучение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 Контрольные вопросы и задания к § 4.3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 4.4. Распознавание букв . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 Контрольные вопросы и задания к § 4.4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 4.5. Сигмоидная активационная функция и обобщенное дельтаправило . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 Контрольные вопросы и задания к § 4.5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 4.6. Ограниченность однослойного персептрона . . . . . . . . . . . . . . . . 63 Контрольные вопросы и задания к § 4.6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66 4.7. Персептрон со скрытым слоем нейронов . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67 Контрольные вопросы и задания к § 4.7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69 4.8. Многослойный персептрон и алгоритм его обучения . . . . . . 69 Контрольные вопросы и задания к § 4.8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Стр.4
4 Оглавление Глава 5. Возможности и сферы применения нейронных сетей . . . 76 5.1. Возможности интеллектуального анализа данных . . . . . . . . . . 76 5.2. Диагностика заболеваний человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78 Контрольные вопросы и задания к § 5.2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 5.3. Диагностика технических устройств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 Контрольные вопросы и задания к § 5.3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87 5.4. Диагностика экономического состояния предприятий . . . . . . 88 5.5. Управление кибернетическим объектом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 5.6. Прогнозирование политических событий . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91 Контрольные вопросы и задания к § 5.6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97 5.7. Выявление способности человека к бизнесу . . . . . . . . . . . . . . . 98 5.8. Выявление способности человека к научной деятельности . 101 5.9. Свойства нейронных сетей, унаследованные от мозга . . . . . . 106 Контрольные вопросы и задания к § 5.9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 5.10. Круг задач, решаемых при помощи нейронных сетей. . . . . . 110 Контрольные вопросы и задания к § 5.10 . . . . . . . . . . . . . . . . . 111 Глава 6. Оптимальное проектирование и обучение нейронных сетей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 6.1. Теоремы существования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 6.2. Методы проектирования нейронных сетей. . . . . . . . . . . . . . . . . 115 Контрольные вопросы и задания к § 6.2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 6.3. Методы обучения нейронных сетей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 6.4. Генетические алгоритмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 6.5. Дополнительные рекомендации по проектированию и обучению персептронов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130 6.6. Алгоритм интеллектуального анализа данных методом нейросетевого математического моделирования. . . . . . . . . . . . . . . . 141 Этап 1. Постановка задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142 Этап 2. Формирование примеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142 Этап 3. Первоначальное проектирование сети. . . . . . . . . . . . . . 143 Этап 4. Обучение сети . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143 Этап 5. Проверка и оптимизация сети. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145 Этап 6. Исследование предметной области—интеллектуальный анализ данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147 Контрольные вопросы и задания к § 6.6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149 Глава 7. Неклассические нейронные сети . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150 7.1. Сеть каскадной корреляции Фальмана—Либьера . . . . . . . . . . . 150 7.2. Радиально-базисные сети. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154 7.3. Рекуррентные сети на базе персептрона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159 7.4. Рекуррентная сеть Хопфилда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161 7.5. Самообучающиеся и гибридные сети . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164 7.6. Интеллектуальный нейрон Вальцева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169 Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173 Глава 8. Компьютерное творчество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174 8.1. Философские аспекты творчества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174 8.2. Творчество в музыкальной сфере. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177 8.3. Творчество в поэзии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181 8.4. Творчество в науке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183 Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
Стр.5
Оглавление 5 Глава 9. Настоящее и будущее искусственного интеллекта и интеллектуальных систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190 9.1. Искусственный интеллект и интеллектуальные системы. . . . 190 9.2. Нейронные сети и экспертные системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191 9.3. Нейросетевые технологии и методы регрессионного анализа 194 9.4. Нейросетевые технологии и метод математического моделирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197 9.5. Философские проблемы искусственного интеллекта. . . . . . . . 200 9.6. Прогнозы на будущее. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202 Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207 Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209 Приложение. Отзывы рецензентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217 Рецензия 1 на книгу Л. Н. Ясницкого «Интеллектуальные системы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217 Рецензия 2 на книгу Л. Н. Ясницкого «Интеллектуальные системы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.