Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Начала химии. Для поступающих в вузы (957,00 руб.)

0   0
Первый авторКузьменко Н. Е.
АвторыЕремин В. В., Попков В. А.
ИздательствоМ.: Лаборатория знаний
Страниц707
ID443249
АннотацияВ учебном пособии, написанном профессорами химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, изложены основы современной химии в объеме школьной программы углубленного уровня. Подробно рассмотрены важнейшие теоретические представления химии, принципы классификации веществ и реакций, химические свойства классов органических и неорганических веществ. В конце каждой главы приведены решения типовых задач и предложены разнообразные задачи для самостоятельного решения (ответы на них в конце книги). Учебное пособие будет полезным школьникам выпускных классов для подготовки не только к выпускным и вступительным экзаменам, но и к олимпиадам различного уровня — от школьных до международных.
Кому рекомендованоДля школьников, обучающихся по базовой и углубленной программе, студентов нехимических вузов, учителей и преподавателей химии.
ISBN978-5-00101-907-7
УДК54(075.3)
ББК24я721
Кузьменко, Н.Е. Начала химии. Для поступающих в вузы : [учеб. пособие] / В.В. Еремин, В.А. Попков; Н.Е. Кузьменко .— 19-е изд. (эл.) .— Москва : Лаборатория знаний, 2020 .— 707 с. : ил. — Дериватив. эл. изд. на основе печ. аналога (М.: Лаборатория знаний, 2018); Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 707 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI ; экран 10" .— ISBN 978-5-00101-907-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/443249 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Для иллюстрации бурного развития химических идей нами написано несколько не совсем обычных для школьной литературы разделов, таких как «Жидкие кристаллы» и «Благородные газы». <...> Основу химии составляют атомно-молекулярная теория, теория строения атомов и молекул, закон сохранения массы и энергии и периодический закон. <...> В результате появилась атомно-молекулярная теория, основные положения которой можно сформулировать следующим образом. <...> Из соотношения m(Fe) : m(O) = 2,333 следует, что в данном соединении на два атома железа приходится три атома кислорода, т. е. формула соединения — Fe2O3. <...> Но после реакции объем не изменяется, значит, молекулы водорода и хлора содержат по два атома и реакция идет по уравнению H2 + Cl2 = 2HCl 16 Глава 1 Аналогично можно установить молекулярные формулы сложных веществ — воды, аммиака, углекислого газа и других веществ. <...> В самой первой таблице Менделеева все элементы до кальция включительно те же, что и в современных таблицах (за исключением благородных газов) (см. рис. <...> Периодический закон Менделеева был окончательно признан, после того как немецкий химик К. <...> Для многих элементов существуют несколько простых веществ разного состава или строения, соответствующие простые вещества называются аллотропными модификациями или аллотропными формами. <...> Химические реакции записывают посредством химических уравнений и схем, содержащих формулы исходных веществ и продуктов реакции. <...> Некоторый газ горит в хлоре, образуя азот и хлороводород, причем объемы вступившего в реакцию хлора и образовавшегося азота относятся как 3 : 1. <...> При сгорании металла массой 3 г образуется его оксид массой 5,67 г. Степень окисления металла в оксиде равна +3. <...> Выведите формулу кристаллогидрата фосфата цинка, если известно, что массовая доля соли в нем равна 84,2%. <...> При частичном разложении пероксида водорода, находящегося в 100 г 3,4%-го раствора, выделилось 0,56 л кислорода (н. у.) <...> К 250 г 12%-го раствора нитрата серебра прибавили 300 г 4 <...>
Начала_химии_для_поступающих_в_вузы.pdf
Стр.3
Стр.699
Стр.700
Стр.701
Стр.702
Стр.703
Стр.704
Стр.705
Начала_химии_для_поступающих_в_вузы.pdf
УДК 54 (075.3) ББК 24я721 К89 Кузьменко Н. Е. К89 Начала химии : для поступающих в вузы / Н. Е. Кузьменко, В. В. Еремин, В. А. Попков. — 19-е изд., электрон. — М. : Лаборатория знаний, 2020. — 707 с. — Систем. требования: Adobe Reader XI ; экран 10". — Загл. с титул. экрана. — Текст : электронный. ISBN 978-5-00101-907-7 В учебном пособии, написанном профессорами химического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова и Первого МГМУ имени И. М. Сеченова, изложены основы современной химии в объеме школьной программы углубленного уровня. Подробно рассмотрены важнейшие теоретические представления химии, принципы классификации веществ и реакций, химические свойства классов органических и неорганических веществ. В конце каждой главы приведены решения типовых задач и предложены разнообразные задачи для самостоятельного решения (ответы на них в конце книги). Учебное пособие будет полезным школьникам выпускных классов для подготовки не только к выпускным и вступительным экзаменам, но и к олимпиадам различного уровня — от школьных до международных. Для школьников, обучающихся по базовой и углубленной программе, студентов нехимических вузов, учителей и преподавателей химии. УДК 54 (075.3) ББК 24я721 Деривативное издание на основе печатного аналога: Начала химии : для поступающих в вузы / Н. Е. Кузьменко, В. В. Еремин, В. А. Попков. — 18-е изд. — М. : Лаборатория знаний, 2018. — 704 с. : ил. ISBN 978-5-00101-116-3 В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации ISBN 978-5-00101-907-7 ○c Лаборатория знаний, 2015
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Часть I. Теоретическая химия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5 Глава 1. Основные понятия и законы химии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 § 1.1. Естественные науки. Научный метод познания . . . . . . . . . . . .7 § 1.2. Предмет химии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 § 1.3. Атомно-молекулярная теория. Доказательство существования атомов и молекул . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 § 1.4. Закон сохранения массы и энергии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16 § 1.5. Периодический закон. История открытия . . . . . . . . . . . . . . .18 § 1.6. Основные понятия химии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23 § 1.7. Газовые законы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34 Глава 2. Строение атома и периодический закон . . . . . . . . . . . . . . . . 38 § 2.1. Модели строения атома. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38 § 2.2. Квантовые числа электронов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42 § 2.3. Электронные конфигурации атомов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45 § 2.4. Атомное ядро. Радиоактивность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51 § 2.5. Периодический закон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .64 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .66 Глава 3. Химическая связь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69 § 3.1. Образование сложных частиц. Природа химической связи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69 § 3.2. Ковалентная связь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72 § 3.3. Валентность элементов в ковалентных соединениях . . . . . . .77 § 3.4. Пространственное строение молекул. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .80
Стр.699
Оглавление 699 § 3.5. Ионная связь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .86 § 3.6. Металлическая связь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .90 § 3.7. Межмолекулярные взаимодействия. Водородная связь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .90 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .94 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .97 Глава 4. Агрегатные состояния вещества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99 § 4.1. Свойства газов, жидкостей и твердых тел. . . . . . . . . . . . . . . .99 § 4.2. Фазовые диаграммы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .102 § 4.3. Газы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .103 § 4.4. Жидкости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .106 § 4.5. Кристаллические вещества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .108 § 4.6. Различные формы существования веществ. . . . . . . . . . . . . .114 § 4.7. Жидкие кристаллы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .115 § 4.8. Плазма — четвертое агрегатное состояние вещества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .116 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .117 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .121 Глава 5. Физико-химические закономерности протекания химических реакций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 § 5.1. Энергетика химических реакций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .126 § 5.2. Химическая кинетика и катализ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .131 § 5.3. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .138 § 5.4. Применение закономерностей протекания химических реакций при управлении химикотехнологическими процессами на производстве. . . . . . . . . .141 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .144 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .148 Глава 6. Физико-химическая теория растворов электролитов. Растворы неэлектролитов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 § 6.1. Как происходит растворение веществ в различных растворителях? Классификация растворов. . . . . . . . . . . . . .152 § 6.2. Идеальные и реальные растворы. Растворение как физико-химический процесс . . . . . . . . . . .154 § 6.3. Зависимость растворимости различных веществ от природы растворителя, температуры и давления . . . . . .157 § 6.4. Способы выражения концентрации растворов . . . . . . . . . . .163 § 6.5. Электролиты. Электролитическая диссоциация . . . . . . . . .165 § 6.6. Ионные уравнения реакций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173 § 6.7. Гидролиз солей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .179 § 6.8. Коллоидные растворы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .180 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .183 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .187
Стр.700
700 Оглавление Глава 7. Классификация химических реакций . . . . . . . . . . . . . . . . . 197 § 7.1. Общие сведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .197 § 7.2. Классификация по числу реагентов и продуктов реакции и их составу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .199 § 7.3. Классификация реакций по агрегатным состояниям вещества . . . . . . . . . . . . . . . . . . .203 § 7.4. Классификация реакций по типу переносимых частиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .204 § 7.5. Обратимые и необратимые химические реакции . . . . . . . . .205 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .205 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .206 Глава 8. Окислительно-восстановительные реакции . . . . . . . . . . . . 208 § 8.1. Общие понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .208 § 8.2. Восстановители и окислители . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .210 § 8.3. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций . . . . . . . . . . . . .213 § 8.4. Количественные характеристики ОВР . . . . . . . . . . . . . . . . .220 § 8.5. Электролиз растворов и расплавов электролитов . . . . . . . . .227 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .229 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .236 Часть II. Неорганическая химия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .245 Глава 9. Классы неорганических соединений . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247 § 9.1. Классификация и номенклатура. Простые и сложные вещества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .247 § 9.2. Классификация и номенклатура оксидов . . . . . . . . . . . . . . .249 § 9.3. Получение и свойства солеобразующих оксидов . . . . . . . . .250 § 9.4. Основания (гидроксиды металлов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .253 § 9.5. Кислоты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .255 § 9.6. Соли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .262 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .264 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .266 Глава 10. Водород — уникальный химический элемент . . . . . . . . 268 § 10.1. Общая характеристика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .268 § 10.2. Химические свойства водорода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .271 § 10.3. Получение водорода и его применение . . . . . . . . . . . . . . . . .273 § 10.4. Вода и пероксид водорода. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .275 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .278 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .279 Глава 11. Подгруппа галогенов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280 § 11.1. Общая характеристика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .280 § 11.2. Химические свойства галогенов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .284 § 11.3. Получение галогенов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .287
Стр.701
Оглавление 701 § 11.4. Соединения галогенов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .289 § 11.5. Применение галогенов и их соединений . . . . . . . . . . . . . . . .293 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .294 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .299 Глава 12. Подгруппа кислорода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302 § 12.1. Общая характеристика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .302 § 12.2. Химические свойства кислорода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .303 § 12.3. Химические свойства серы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .305 § 12.4. Сероводород. Сульфиды и полисульфиды. . . . . . . . . . . . . . .306 § 12.5. Оксид серы(IV). Сернистая кислота. Тиосульфат . . . . . . . . .309 § 12.6. Оксид серы(VI). Серная кислота . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .310 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .313 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .316 Глава 13. Подгруппа азота и фосфора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321 § 13.1. Общая характеристика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .321 § 13.2. Химические свойства простых веществ . . . . . . . . . . . . . . . .323 § 13.3. Водородные соединения азота и фосфора. Галогениды фосфора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .325 § 13.4. Кислородные соединения азота и фосфора . . . . . . . . . . . . . .327 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .333 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .338 Глава 14. Подгруппа углерода и кремния. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345 § 14.1. Общая характеристика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .345 § 14.2. Химические свойства углерода и кремния . . . . . . . . . . . . . .347 § 14.3. Кислородные соединения углерода и кремния . . . . . . . . . . .348 § 14.4. Карбиды и силициды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .355 § 14.5. Некоторые замечания о подгруппе германия . . . . . . . . . . . .357 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .357 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .360 Глава 15. Щелочные и щелочноземельные металлы . . . . . . . . . . . . 364 § 15.1. Общая характеристика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .364 § 15.2. Химические свойства металлов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .366 § 15.3. Соединения s-металлов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .368 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .370 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .373 Глава 16. Главная подгруппа III группы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 377 § 16.1. Общая характеристика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .377 § 16.2. Физические и химические свойства алюминия и бора. . . . .378 § 16.3. Получение и применение бора и алюминия . . . . . . . . . . . . .380 § 16.4. Соединения бора и алюминия и их свойства. . . . . . . . . . . . .384 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .385 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .387
Стр.702
702 Оглавление Глава 17. Переходные металлы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390 § 17.1. Общая характеристика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .390 § 17.2. Хром и его соединения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .393 § 17.3. Марганец и его соединения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .395 § 17.4. Железо и его соединения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .395 § 17.5. Медь и ее соединения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .397 § 17.6. Цинк и его соединения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .398 § 17.7. Серебро и его соединения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .399 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .399 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .404 Глава 18. Благородные газы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 412 § 18.1. Общая характеристика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .412 § 18.2. Химические соединения благородных газов. . . . . . . . . . . . .414 § 18.3. Применение благородных газов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .417 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .417 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .418 Часть III. Органическая химия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .419 Глава 19. Общая характеристика органических соединений . . . . 421 § 19.1. Предмет органической химии. Теория строения органических соединений . . . . . . . . . . . . .421 § 19.2. Классификация органических соединений. . . . . . . . . . . . . .423 § 19.3. Номенклатура органических соединений . . . . . . . . . . . . . . .426 § 19.4. Изомерия органических соединений. . . . . . . . . . . . . . . . . . .430 § 19.5. Взаимное влияние атомов в молекуле и реакционная способность органических соединений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .432 § 19.6. Общая характеристика органических реакций . . . . . . . . . .434 § 19.7. Получение органических соединений в промышленности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .437 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .444 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .447 Глава 20. Предельные углеводороды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 452 § 20.1. Алканы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .452 § 20.2. Циклоалканы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .458 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .462 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .465 Глава 21. Углеводороды с двойной связью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 470 § 21.1. Алкены . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .470 § 21.2. Алкадиены (диеновые углеводороды) . . . . . . . . . . . . . . . . . .475 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .478 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .481
Стр.703
Оглавление 703 Глава 22. Углеводороды с тройной связью (алкины). . . . . . . . . . . . 487 § 22.1. Общая характеристика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .487 § 22.2. Получение алкинов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .488 § 22.3. Химические свойства алкинов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .489 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .492 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .494 Глава 23. Ароматические углеводороды (арены). . . . . . . . . . . . . . . . 499 § 23.1. Общая характеристика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .499 § 23.2. Получение и химические свойства аренов . . . . . . . . . . . . . .502 § 23.3. Правила ориентации (замещения) в бензольном кольце . . .506 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .509 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .513 Глава 24. Спирты и фенолы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 518 § 24.1. Одноатомные спирты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .518 § 24.2. Многоатомные спирты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .522 § 24.3. Фенолы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .523 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .527 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .530 Глава 25. Альдегиды и кетоны. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 538 § 25.1. Общая характеристика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .538 § 25.2. Получение и химические свойства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .540 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .543 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .546 Глава 26. Карбоновые кислоты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 550 § 26.1. Общая характеристика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .550 § 26.2. Получение и химические свойства карбоновых кислот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .554 § 26.3. Некоторые представители карбоновых кислот. . . . . . . . . . .561 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .563 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .567 Глава 27. Сложные эфиры. Жиры. Моющие средства . . . . . . . . . . 574 § 27.1. Сложные эфиры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .574 § 27.2. Жиры и масла . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .577 § 27.3. Мыла и моющие средства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .579 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .581 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .585 Глава 28. Углеводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 590 § 28.1. Моносахариды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .590 § 28.2. Дисахариды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .594 § 28.3. Полисахариды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .596 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .598 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .600
Стр.704
704 Оглавление Глава 29. Амины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 603 § 29.1. Предельные алифатические амины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .603 § 29.2. Анилин — простейший ароматический амин. . . . . . . . . . . .606 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .609 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .611 Глава 30. Аминокислоты, пептиды и белки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 616 § 30.1. Аминокислоты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .616 § 30.2. Пептиды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .620 § 30.3. Белки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .622 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .627 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .629 Глава 31. Азотсодержащие гетероциклические соединения . . . . . 633 § 31.1. Шестичленные гетероциклы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .633 § 31.2. Соединения с пятичленным циклом . . . . . . . . . . . . . . . . . . .636 § 31.3. Строение нуклеиновых кислот. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .639 § 31.4. Биологическая роль нуклеиновых кислот . . . . . . . . . . . . . .646 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .648 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .651 Глава 32. Синтетические высокомолекулярные соединения (полимеры). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 653 § 32.1. Общая характеристика полимеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .653 § 32.2. Пластмассы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .655 § 32.3. Волокна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .658 § 32.4. Каучуки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .659 Задачи с решениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .661 Задачи для самостоятельного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .662 Ответы на задачи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 663 Предметный указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 683
Стр.705

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.