Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Методы оптимальных решений

0   0
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц92
ID441787
АннотацияВ пособии предлагается изложение основ дисциплины «Методы оптимальных решений» по главам: балансовые модели, модели потребительского выбора, задачи математического и линейного программирования, элементы матричных игр. Также в пособии даются контрольные работы для самостоятельной работы обучающихся. Учебное пособие соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлениям подготовки 38.03.01 Экономика, 38.03.02 Менеджмент, 38.03.03 Управление персоналом, 38.03.04 Государственное и муниципальное управление.
Кем рекомендованоУМС БГУ
Кому рекомендованодля обучающихся по направлениям подготовки 38.03.01 Экономика, 38.03.02 Менеджмент, 38.03.03 Управление персоналом, 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
УДК519.85(075.8); 330.4(075.8)
ББК22.183.4я73; 65в631я73
Методы оптимальных решений / А.М. Барлуков .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2016 .— 92 с. — URL: https://rucont.ru/efd/441787 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Барлуков МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ А. М. <...> Барлуков МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИИ Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебного пособия для обучающихся по направлениям подготовки 38.03.01 Экономика, 38.03.02 Менеджмент, 38.03.03 Управление персоналом, 38.03.04 Государственное и муниципальное управление ИЗДАТЕЛЬСТВО Улан-Удэ 2016 УДК 519.8 (075.8) ББК 22.161я73 Б 253 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Рецензенты Т. В. <...> В пособии предлагается изложение основ дисциплины «Методы оптимальных решений» по главам: балансовые модели, модели потребительского выбора, задачи математического и линейного программирования, элементы матричных игр. <...> В пособии рассматриваются вопросы, связанные с построением математических моделей ситуаций целенаправленного принятия решения, исследуются свойства этих моделей, излагаются методы и алгоритмы, позволяющие находить оптимальные решения. <...> Значительное внимание уделяется ситуациям, в которых при формировании оптимального решения необходимо учитывать интересы различных сторон. <...> В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: знать: • теоретические положения всех разделов дисциплины «Методы оптимальных решений»; • понятийный аппарат математики; • понятийный аппарат математического анализа; • язык математики как универсальный язык науки; • основы математических методов моделирования экономических систем; • основы математического анализа, необходимые для решения финансовых и экономических задач; уметь: • применять математические методы для решения экономических задач; 4 • использовать понятийный аппарат математического анализа как инструмент научного познания и анализа, для исследования математических моделей в экономике; • оперировать различными видами обобщений, включая образы <...>
Методы_оптимальных_решений.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.89
Методы_оптимальных_решений.pdf
Математика А. М. Барлуков МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ
Стр.1
Стр.2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ А. М. Барлуков МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИИ Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебного пособия для обучающихся по направлениям подготовки 38.03.01 Экономика, 38.03.02 Менеджмент, 38.03.03 Управление персоналом, 38.03.04 Государственное и муниципальное управление ИЗДАТЕЛЬСТВО Улан-Удэ 2016
Стр.3
УДК 519.8 (075.8) ББК 22.161я73 Б 253 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Рецензенты Т. В. Бурзалова, канд. физ.-мат. наук, доцент, БГУ В. В. Убодоев, канд. физ.-мат. наук, доцент, БГСХА Барлуков А. М. Б 253 Методы оптимальных решений: учебное пособие. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2016. — 88 с. В пособии предлагается изложение основ дисциплины «Методы оптимальных решений» по главам: балансовые модели, модели потребительского выбора, задачи математического и линейного программирования, элементы матричных игр. Также в пособии даются контрольные работы для самостоятельной работы обучающихся. Учебное пособие соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлениям подготовки 38.03.01 Экономика, 38.03.02 Менеджмент, 38.03.03 Управление персоналом, 38.03.04 Государственное и муниципальное управление. УДК 519.8 (075.8) ББК 22.161я73 © Бурятский госуниверситет, 2016
Стр.4
Предисловие Настоящее учебное пособие по методам оптимальных решений, составленное в соответствии с программой этого курса и предназначенное для обучающихся экономических направлений подготовки бакалавриата Бурятского государственного университета, будет также полезно для школьников и учителей средней школы, работающих в классах с углубленным изучением математики. Необходимость этого пособия вызвана недостаточным количеством методических пособий и указаний, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ. В пособии рассматриваются вопросы, связанные с построением математических моделей ситуаций целенаправленного принятия решения, исследуются свойства этих моделей, излагаются методы и алгоритмы, позволяющие находить оптимальные решения. Значительное внимание уделяется ситуациям, в которых при формировании оптимального решения необходимо учитывать интересы различных сторон. Учебное пособие ставит цель помочь студентам и школьникам освоить теоретический материал, а также овладеть приемами и методами решения задач по дисциплине «Методы оптимальных решений». Изучение данного учебного пособия направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных и профессиональных компетенций: • владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); • способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6 ); 3
Стр.5
• способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9); • способность собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчёта экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); • способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2); • способность выполнять расчёты, необходимые для составления экономических разделов планов. Обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3); • способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных задач (ПК-4); • способность выбирать инструментальные средства для обработки данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчётов и обосновывать полученные выводы (ПК-5). В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: знать: • теоретические положения всех разделов дисциплины «Методы оптимальных решений»; • понятийный аппарат математики; • понятийный аппарат математического анализа; • язык математики как универсальный язык науки; • основы математических методов моделирования экономических систем; • основы математического анализа, необходимые для решения финансовых и экономических задач; уметь: • применять математические методы для решения экономических задач; 4
Стр.6
• использовать понятийный аппарат математического анализа как инструмент научного познания и анализа, для исследования математических моделей в экономике; • оперировать различными видами обобщений, включая образы, понятия, категории; • применять приемы и методы мышления (анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, абстрагирование и аналогия), необходимые для интеллектуальной деятельности; • четко, логично, аргументированно строить доказательства, делать умозаключения и выводы; • работать с учебной и научной математической литературой; • развивать интеллектуальную самостоятельность и активность; • осуществлять интеллектуальное саморазвитие, самоусовершенствование; • формировать позитивное отношение к умственному напряжению, преодолевать познавательные трудности; • осуществлять поиск, сбор и анализ информации, необходимой для решения поставленной экономической задачи; • осуществлять выбор соответствующего математического инструментария, необходимого для проведения расчетов и обработки полученных данных в соответствии с поставленной задачей; • анализировать результаты расчетов, обосновывать полученные выводы; • анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты; • прогнозировать на основе стандартных математических моделей развитие экономических процессов и явлений, представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета с использованием графиков, таблиц, диаграмм; 5
Стр.7
владеть: • математическими методами анализа количественных характеристик изучаемого объекта; • навыками аргументированного объяснения, доказательства; • приемами классификации, систематизации знаний на основе логического мышления; • языком математики, необходимым для изучения всех последующих дисциплин, для решения экономических задач; • понятийно-категориальным аппаратом математического анализа; • навыками применения современного математического инструментария для анализа полученных данных; • методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов (в части компетенций, соответствующих методам математического анализа); • креативными навыками самостоятельной познавательной деятельности; • умениями грамотно и эффективно пользоваться источниками информации, справочной литературы, ресурсами интернета. 6
Стр.8
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие...................................................................................................... 3 Глава 1. БАЛАНСОВЫЕ МОДЕЛИ. МОДЕЛЬ ЛЕОНТЬЕВА МНОГООТРАСЛЕВОЙ ЭКОНОМИКИ... 7 Глава 2. ЗАДАЧИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО И ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ Постановка задачи математического и линейного программирования............................................................................................ 14 Геометрический метод решения задач линейного программирования.......................................................................................... 18 Симплекс-метод для решения задач линейного программирования 23 Симплекс-таблицы для решения ЗЛП........................................................ 32 Метод искусственного базиса (М-метод).................................................. 37 Глава 3. МОДЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА Функция полезности....................................................................................... 41 Линии безразличия.......................................................................................... 42 Оптимизация функции полезности............................................................. 46 Глава 4. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ИГР Предмет теории игр. Основные понятия.................................................... 50 Решение матричных игр в чистых стратегиях.......................................... 51 Решение матричных игр в смешанных стратегиях................................. 54 Методы решения матричных игр в смешанных стратегиях............. Редукция матричных игр к ЗЛП.................................................................. 65 57 Глава 5. ТЕСТЫ ПО ЛИНЕЙНОМУ ПРОГРАММИРОВАНИЮ Основные понятия по задаче линейного программирования.............. 69 Виды задачи линейного программирования и ее преобразования..................................................................................... 73 Графический метод решения задачи линейного программирования 74 Симплексный метод решения задачи линейного программирования 77 Двойственная задача линейного программирования и ее решение... 81 Библиографический список........................................................................... 85
Стр.89