Эхо Рубикон генерала Ермолова Рубрику ведет Лев Аннинский «Чеченцы, возмущают весь Кавказ. <...> » Алексей Ермолов Похоже, что память о генерале Ермолове переживает вторую весну. <...> Вышла его двухтомная биография, написанная питерс ким историком и писателем Яковом Гординым — «Солдат и его империя». <...> И вовторых, неперейденный Рубикон, в коем есть какаято неокончательность. <...> То ли не решился великий человек перейти свой Рубикон, то ли обстоятельства помешали. <...> (Среди «обстоятельств» — неприязнь императо ра Николая I, который отозвал генерала с Кавказа, где генерал наводил порядок по велению высоко ценившего его императора Александра I. <...> ) Я в гущу этих подробностей попал, оказавшись в Краснодаре на Междуна родном фестивале православных документальных фильмов, — ярчайшей в про грамме была лента Сергея Роженцева «По следам генерала». <...> Оставляю за скобками чисто кинематографическую энергию ленты: ост рый монтаж планов, где психологически тонкие портретные стопкадры взаи модействуют с безудержем массовых сцен с кувыркающимися людьми и коня ми, — все это в экранном порядке вещей: такой профессионал, как Роженцев, и должен делать хорошее кино. <...> Современные документальные съемки перемежаются в фильме с докумен тами вековой давности, но не разнобой стилей ощущаешь на стыках, а неизбыв Лев Аннинский. <...> Рубикон генерала Ермолова 283 ность праисторического сюжета, неизбежность нынешних тупиков и прорывов, вечный кавказский лейтмотив: столкновение красок, где каждый оттенок — са моцель. <...> Перекличка ермоловских времен и времен нынешних — только что отгре мевших двух чеченских войн — второе, что мучало меня во время просмотра. <...> Страшнее наваленных трупов и покалеченных пытками лиц действовали слезы чеченских женщин, чтото объясняющих у грузовиков нашим солдатам… <...> Не было ни ответа этим плачущим женщинам в моем сознании, ни выхода из круго ворота, в который и они, и мы попались на этом вечном <...>