ИНТЕРВЬЮ НОМЕРА Светлое Средневековье Евгения Водолазкина Известный писатель о вере, книгах и жизни Пятнадцатый век, Русский Север. <...> Арсений живет не совсем своей жизнью — он живет вместо своей любимой женщины, в смерти которой винит себя, и своим подвижничеством пытается спасти ее душу. <...> Гениальный врач, юродивый, паломник, монах, пустынник — этапы его жизни, а лучше сказать, жития, смысловой центр которого — любовь и верность, честность перед собой и Богом. <...> Об этом — роман Евгения Водолазкина «Лавр», получивший в 2013 году премию «Большая книга». <...> Как изменилось отношение общества к миру и к Богу? <...> Чему удивился бы герой романа Арсений, попав в наше время? <...> Обо всем этом мы беседуем с Евгением Германовичем. <...> 6 ФОМА • апрель 2015 Фото Сергея Петрова Взгляд сквозь вечность — Вы как ученый специализируетесь на русском Средневековье, причем, поскольку Вы филолог, то в большей степени не на том, что люди делали, а на том, как они думали. <...> Отсюда вопрос: когда современный человек пытается понять мышление людей Средневековья, то чего он чаще всего не учитывает, не осознает? <...> Средневековье (и русское, и европейское) — это эпоха, когда в центре человеческой жизни стоит Бог. <...> Для нашего секуляризированного общества это совершенно непонятная вещь. <...> Отсюда и непонимание неких стержневых моментов Средневековья. <...> Сейчас монастырь воспринимается как некое маргинальное явление. <...> Уйти в монастырь — это все равно что уйти в инобытие. <...> В монастыре писались самые главные тексты, влияющие на все дальнейшее развитие цивилизации, монастыри влияли на политическую жизнь, особенно на Западе. <...> И даже если мы возьмем обыденную сферу жизни, то очень многие предметы быта возникли именно в монастырях. <...> Монастырь и в социальном отношении был слепком мирского общества — туда ведь уходили люди из всех его слоев, в том числе и из тех, какие сейчас бы мы назвали политической элитой. <...> Другая особенность средневекового мышления, плохо осознаваемая <...>