Антонова ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Н. С. <...> Антонова ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОМ РАБОТЫ Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлению подготовки 39.03.02. <...> Социальная работа ИЗДАТЕЛЬСТВО Улан-Удэ 2016 УДК 316.3(091)(075.8) ББК 60.543я73 А 724 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Р е ц е н з е н т ы Л. <...> Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Социальная работа». <...> История социальной работы в России — новая тема в российском историческом познании. <...> Актуальность исторического прошлого социальной работы как составной части социальной политики связана со многими задачами. <...> Споры о самостоятельном пути развития России как особой цивилизации заставляют более пристально изучать ее прошлое, искать в нем ответы на современные вопросы. <...> Историческое прошлое социальной работы — не только многовековая коллективная память законодательных и политических норм, но и формы, методы, принципы работы с общностями и индивидами в социокультурной среде с учетом российского менталитета. <...> 3 Задачи изучения дисциплины: - дать представление студентам о своеобразии развития пути отечественной и зарубежной социальной помощи в контексте мирового цивилизованного процесса; - сформировать целостное и ценностное отношение к отечественному и зарубежному историческому прошлому и наследию в области поддержки различных слоев населения; - раскрыть актуальную проблематику исторического опыта, который сложился в мире за несколько столетий. <...> Контроль знаний предполагает отслеживание уровня знаний студентов на семинарских занятиях, по итогам тестирования и выполнения СРС. <...> В результате <...>
История_социальной_работы_.pdf
Социология
Н. С. Антонова
ИСТОРИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Н. С. Антонова
ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОМ РАБОТЫ
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебно-методического пособия
для обучающихся по направлению подготовки 39.03.02.
Социальная работа
ИЗДАТЕЛЬСТВО
Улан-Удэ
2016
Стр.3
УДК 316.3(091)(075.8)
ББК 60.543я73
А 724
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Р е ц е н з е н т ы
Л. С. Ёлгина, канд. филос. наук, доц.
каф. теории социальной работы БГУ
С. С. Балданов, канд. ист. наук, доц. ВСГУТУ
Антонова Н. С.
А 724
История социальной работы: учеб.-метод. пособие. —
Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета,
2016. — 96 с.
ISBN 978-5-9793-0861-6
В пособии представлены обязательный минимум содержания
учебного материала, планы учебных занятий и описано учебнометодическое
обеспечение по данному курсу. Учебно-методическое
пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования по направлению «Социальная работа».
УДК 316.3(091)(075.8)
ББК 60.543я73
ISBN 978-5-9793-0861-6 © Бурятский госуниверситет, 2016
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Учебный курс «История социальной работы» охватывает период
с древнейших времен по настоящее время.
История социальной работы в России — новая тема в российском
историческом познании. Актуальность исторического прошлого
социальной работы как составной части социальной политики
связана со многими задачами. Споры о самостоятельном пути
развития России как особой цивилизации заставляют более пристально
изучать ее прошлое, искать в нем ответы на современные
вопросы. Историческое прошлое социальной работы — не только
многовековая коллективная память законодательных и политических
норм, но и формы, методы, принципы работы с общностями и
индивидами в социокультурной среде с учетом российского менталитета.
Современная
помощь и поддержка в России наименее защищенных
слоев населения связаны со многими важнейшими моментами,
такими как государственная необходимость в профессиональной
деятельности при защите нуждающихся, общественная потребность
в благотворительной помощи, состояние развития той фазы
гражданской культуры, при которой социальное образование становится
актуальной проблемой общественной жизни. Отсюда формирование
интереса к истории общества как процессу крупномасштабной
и долговременной трансформации общности, позволяющей
с учетом социоэтнических детерминант создавать систему социальной
защиты человека.
Знакомство с проблемами социальной работы и социальной
политики за рубежом позволит не только узнать что-то новое о деятельности
зарубежной системы социальной защиты населения, но и
по новому осмыслить собственный опыт и наметить перспективы
для дальнейшего развития отечественной социальной практики.
Цель преподавания дисциплины «История социальной работы»
— формирование у будущих профессионалов целостного
представления о сущности и динамике исторического процесса помощи
в его культурном и цивилизационном своеобразии.
3
Стр.5
Задачи изучения дисциплины:
- дать представление студентам о своеобразии развития пути
отечественной и зарубежной социальной помощи в контексте мирового
цивилизованного процесса;
- сформировать целостное и ценностное отношение к отечественному
и зарубежному историческому прошлому и наследию в
области поддержки различных слоев населения;
- раскрыть актуальную проблематику исторического опыта,
который сложился в мире за несколько столетий.
Структура учебного курса «История социальной работы»
включает в себя лекционные, семинарские занятия, самостоятельную
работу студентов, текущий и итоговый контроль знаний.
В процессе лекционных занятий студенты получают и осваивают
основные теоретические сведения в области истории социальной
работы, этапы развития социальной помощи, основные направления
и тенденции.
На семинарских занятиях обучающиеся демонстрируют уровень
овладения теоретическими знаниями по истории социальной
работы и осваивают умения и навыки в решении практических задач.
Самостоятельная
работа включает в себя подготовку к семинарским
занятиям, повторение и осмысление изученного материала,
выполнение контрольной работы (реферата) на предложенную тему,
подготовку к промежуточному и итоговому контролю.
Контроль знаний предполагает отслеживание уровня знаний
студентов на семинарских занятиях, по итогам тестирования и выполнения
СРС. Заканчивается курс экзаменом, который предполагается
проводить в форме собеседования по предложенным вопросам
либо выполнения тестовых заданий.
В результате освоения данной дисциплины будут сформированы
следующие компетенции:
- способность анализировать основные этапы и закономерности
исторического развития общества для формирования гражданской
позиции (ОПК-2);
- способность учитывать в профессиональной деятельности
специфику и современное сочетание глобального, национального и
регионального, особенности этнокультурного развития своей стра4
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................. 3
Содержание дисциплины..................................................... 6
Семинарские занятия............................................................ 52
Методические рекомендации по СРС................................. 61
Фонд оценочных средств...................................................... 70
Примерный перечень вопросов к экзамену .................... 76
Библиографический список ................................................ 78
Понятийно-терминологический словарь............................ 82
Стр.96