Современные гуманитарные исследования, № 4, 2013 Социальная философия Юренков В.В., аспирант Московского городского педагогического университета К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНАЛЬНОМ ПОЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИЙ Статья посвящена конкретизации проблемного поля осмысления феномена манипуляции как социально-философского феномена. <...> Манипуляция может лежать в поле переплетения множества социальных отношений, контактируя и смыкаясь с такими феноменами человеческого общежития как социальное управление, сотрудничество, соперничество и т. <...> М.И. Бабюк, к примеру, задается вопросом: «считать ли манипулятивным то глобальное воздействие, которое оказывает определенная культура в целом и ее элементы без конкретного, личностного манипулятора или отнести к ней только непосредственное межличностное воздействие? <...> В первом случае легко объявить манипулятивным почти любое социальное воздействие, во втором отказаться от того понимания манипуляции, которое общепризнанно в современной политологии»2. <...> Некоторые менеджеры, аналитики и ученые пытаются осмыслить природу манипуляции в разрезе так называемого практического знания: маркетинг, реклама, деловые переговоры, риторика, различные виды коммуникаций. <...> Манипуляция, в таком понимании рассматривается в рамках коммуникативного процесса и носит, можно сказать, прикладной, практический, временно лимитированный характер. <...> Причем оценка, процесса манипуляции в данных работах по преимуществу отрицательна, но, последствия ее применения полагаются со знаком «плюс» в силу особой эффективности манипулятивных приемов взаимодействия с точки зрения получения необходимых результатов (так называемый «маккевиализм»)3. <...> А сферы применения манипуляции (маркетинг, пиар, реклама, пропаганда, политика) – манипулятивными в своем основании. <...> Однако в данном случае происходит смещение акцентов с восприятия манипуляции как разновидности коммуникации на оправдание манипулятивного <...>