Современные гуманитарные исследования, № 4, 2013 Фабинский М.В., аспирант Российского государственного социального университета ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ВЕРУЮЩИХ ИЗЪЯТИЮ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В НАЧАЛЕ 1920-х гг. <...> Советская власть решила воспользоваться подобным случаем для своей политики разграбления достояния Церкви. <...> Был организовано изъятие церковных ценностей для помощи голодающим. <...> Верующим предлагалось добровольно передать в фонд помощи голодающим (ПОМГОЛ) «все драгоценные предметы» находящееся в храмах1. <...> Данная компания стала акцией непосредственного вмешательства в сугубо внутреннюю жизнь Церкви и естественно была резко осуждена руководством РПЦ. <...> Патриарх Тихон издал 28 февраля 1922 г воззвание, где обозначил «подобный акты как святотатство» и угрожал поддерживающим его мирянам отвержением от Церкви2. <...> ГПУ составлялись особые сводки по губерниям, где наблюдалось реакция за проведением изъятия на местах4. <...> В данных документах вырисовывался определенный круг противников акций. <...> Практически повсеместно верующие проводят приходские собрания, где обсуждается данный вопрос. <...> Причем подобные совещания происходили не только среди прихожан конкретной церкви, а даже среди рабочих предприятий, в том числе и государственных. <...> Например, на общем собрании трудящихся 8-й фабрики прозодежды Петроградской губернии «вопрос о изъятии решен отрицательно»6. <...> Если верующие и соглашались идти навстречу властям, то только с определенными условиями. <...> Например, в Московской губернии прихожане соглашались отдать только те ценности, которые они посчитают возможным. <...> При этом взамен выдвигались ряд требований: открыть монастырь, разрешить преподавать Закон Божий, устроить крестный ход7. <...> ГПУ фиксировало не только конкретные случаи принятия «враждебных решений» верующими, но и их активные «противоправные» действия. <...> Власть, пытаясь всеми силами противостоять подобным акциям, которые квалифицировала как «грабежи <...>