МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Фонетика, фоносемантика, орфоэпия.
Практикум по курсу «Современный русский язык»
Учебно-методическое пособие
Составители:
Ж. В. Грачева, Е. А. Бутова
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2015
1
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
§ 1. Пояснительная записка.......................................................................... 4
§ 2. Упражнения по фонетике и орфоэпии.................................................. 4
§ 3. Упражнения по фоносемантике............................................................ 8
§ 4. Тесты по фонетике и орфоэпии............................................................. 10
§ 5. Порядок фонетического разбора слова................................................. 17
§ 6. Образец фонетического разбора слова................................................. 17
§ 7. Слова для полного фонетического разбора.......................................... 18
§ 8. Орфоэпический мини-словарь............................................................... 19
§ 9. Литература............................................................................................... 24
3
Стр.3
кий;
3) согласный, щелевой (фрикативный), переднеязычный, глухой, мяг4)
гласный, передний ряд, средний подъем, нелабиализованный,
ударный;
5) согласный, смычно-проходной (боковой), переднеязычный, сонорный
(звонкий), мягкий;
6) согласный, щелевой (фрикативный), среднеязычный, звонкий, мягкий;
7)
гласный, средний ряд, средний подъем, нелабиализованный, безударный.
4.
Запишите предложения из произведений А. С. Пушкина в фонетической
транскрипции. Обозначьте проклитики и энклитики. Охарактеризуйте
каждый звук в выделенном слове.
1. Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова. 2. Собраны
были сведения о его местопребывании. 3. Я ждала вас до последней минуты…
4. Маша слово в слово перевела их ответ. 5. Через неделю она ему
улыбнулась… 6. Почему ж не попробовать своего счастия? 7. Он остановился
и стал смотреть на окна. 8. Карета тяжело покатилась по рыхлому
снегу. 9. Она взглянула на кольцо, оставленное ей Дубровским. 10. После
обеда хозяин предложил гостям пойти в сад. 11. Первый мой кровавый
подвиг должен был свершиться над ним. 12. Тут раздался легкий свист – и
Дубровский умолк. 13. Прошло несколько дней, и не случилось ничего
достопримечательного.
5. Запишите текст в фонетической транскрипции. Отметьте случаи
оглушения / озвончения согласных звуков.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
6
Стр.6
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
(И. А. Бунин)
8. Из текста выпишите слова, в которых возможны исторические чередования
гласных или согласных звуков. Докажите возможность чередований
в слове, подобрав однокоренные слова или другие формы того же
слова. Запишите текст в фонетической транскрипции.
Где-то кошки жалобно мяукают,
Звук шагов я издали ловлю...
Хорошо твои слова баюкают:
Третий месяц я от них не сплю.
Ты опять, опять со мной, бессонница!
Неподвижный лик твой узнаю.
Что, красавица, что, беззаконница,
Разве плохо я тебе пою?
Окна тканью белою завешены,
Полумрак струится голубой...
Или дальней вестью мы утешены?
Отчего мне так легко с тобой?
(А. А. Ахматова)
7. Разделите слова на слоги согласно теории мускульного напряжения,
сонорной теории и экспериментальной теории.
Горка, гармошка, эскадра, картина, экстрим, разгром, первый.
8. Выпишите из текста слова с подвижным ударением. Докажите подвижность
ударения в слове, подобрав к нему словоформу с ударением на
другом слоге. Запишите текст в фонетической транскрипции.
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
(М. Ю. Лермонтов)
7
Стр.7
9. Прочитайте отрывки из произведений М. Цветаевой с учетом интонационного
выделения логического ударения выделенных слов. Охарактеризуйте
смысловую функцию логического ударения слов в текстах. Запишите
тексты 1, 2, 5, 6 в фонетической транскрипции с учетом логического
ударения.
1. Вы уже день, как дома. А я уже три дня – как нé дома. – […] И действительно
– за Москвой-рекой!
2. Кстати, об Эренбурге: он оказался прекрасным другом: добрым, заботливым,
не словесником.
3. Ася! – Жду тебя. – Я годы – одна (людная пустошь). Мы должны
быть вместе, здесь ты пропадешь.
4. Простояли часть службы, кружили по Собачьей площадке, был такой
вечер.
5. Стенька Разин, я не персияночка, нет во мне двуострого коварства:
Персии и нелюбящей. Но я и не русская, Разин, я до-русская, до-татарская,
– довременная Русь я – тебе навстречу!
6. То же, что с продажей на рынке, когда-то – с наймом прислуги, со
всем моим стопудовым земным бытом: не понимаю, не могу, не выходит.
7. Мой защитник: «А что ж, супруг-то ваш не с простым народом,
чай?»
Я: «Нет, он со всем народом».
§ 3. Упражнения по фоносемантике
10. Охарактеризуйте фрагменты поэтических текстов с точки зрения
фоносемантики. Отметьте случаи аллитерации, ассонанса.
1. Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
(А. Блок)
2. Правду сердце мое говорило,
И ограда была не страшна,
Не стучал я – сама отворила
Неприступные двери она.
(А. Блок)
3. Дабы ты меня не слушал,
В ночь – в премудрости старушьей:
Скрытничестве – укреплюсь.
8
Стр.8